Слово Торы: глава «Корах»

Недельная глава«И упали на лица свои, и сказали: Б-г, Вс-сильный духов всякой плоти! Человек один грешит, а на всю общину Ты гневаешься?!»

Пространно комментирует р. Бехаи эту молитву Моше и Аарона: «Отсюда [известно], что в молитве [нужно] падение на лицо. И знай, что в падении ниц во время молитвы есть три намерения.

Первое – от Страха перед Присутствием, чтобы облечься с помощью падения на лицо в скромность и стыдливость, поскольку из обычаев скромности и стыдливости – закрытие лица. И поэтому также установили во время молитвы закрывать лицо. И так сказано о Моше (Шмот, 3): «И скрыл Моше лицо, ибо боялся смотреть на Б-га». И это же определение («падение ниц») упомянули мудрецы в отношении ангелов «Хайот» (в объяснении первой главы Книги Йехезкеля)».

Второе – чтобы показать страдание и смирение, ведь падающий на лицо своё страдает и смиряется. А смирение – из основ Раскаяния (ми-икарей hа-Тшува — מעקרי התשובה), и тогда молитва его принимается, поскольку Святой, благословен Он, обращает внимание на его страдание и исполняет его просьбу. И так сказали мудрецы о праведниках, страдавших и молившихся о дожде (Таанит, 24): «Ухудшилось состояние его, и пошёл дождь», «устыдился, и пошёл дождь». И так же (Бава Меция, 59) подействовала молитва р. Элиэзера (против р. Гамлиэля, который принимал решение отлучить р. Элиэзера от общины) – из-за страдания, смирения и обиды. И сестра р. Гамлиэля, жена р. Элиэзера, боялась, что подействует против её брата только та молитва, в которой было падение ниц.

И третье – показать бездействие чувств и прекращение ощущений [молящегося]: ведь падающий ниц закрывает глаза и мысленно смиряется с тем, что не понимает пути своего, дел своих, и не может выразить и исполнить своё желания, пока Святой, благословен Он, с этим желанием не согласится, как сказано (Йирмия, 10): «Ибо не у человека – путь его», как будто он не может ни видеть, ни слышать, ни двигаться, пока Б-г не покажет ему Своего Благоволения…»

Неожиданно и приятно обнаружить в комментарии к недельной главе намерения, ежедневно необходимые в молитве…

Раввин Исроэль Зельман