Слово Торы: глава «Ки тиса»

После греха золотого тельца Творец сказал Моше: «И теперь позволь Мне (Раши: Творец уведомил, что именно от решения Моше зависит дело), и возгорится Мой Гнев на них, и уничтожу их, и сделаю тебя народом великим«. Далее сказано: «И взмолился Моше перед Лицом Б-га Вс-сильного«, т.е. просил не приводить в исполнение вышеупомянутый приговор. Слово «взмолился» (ва-йихаль - ויחל) в Талмуде (Брахот, 32) связывается с корнем «хала«, т.е. «заболел»: «Раби Элиэзер говорил: учим, что стоял Моше в молитве, пока не охватила его болезнь. Какая болезнь? Сказал р. Элазар: огонь в костях (эш шель ацамот - אש של עצמות)».

Раби Меир-Симха («Мешех Хохма«) разъясняет: «Молясь за грешников, сделавших тельца, Моше почувствовал, что среди его костей тоже есть изъян, связанный с этим преступлением. Ведь (как приводится в трактате Нида, 31) у ребёнка всё, что белого цвета — в том числе, кости, связано именно с отцом. А сын старшего сына Моше, Йеонатан бен Гершом, был священником при идоле Михи (как описано в конце «Книги Судей»).

Именно поэтому у Моше была особая причина умолять Творца отказаться от намерения «уничтожить евреев и сделать Моше народом великим»: ведь среди прямых потомков Моше тоже был изъян, связанный с идолопоклонством, и поэтому вышеприведённый план (уничтожить народ и повести родословную нового народа от Моше) всё равно не дал бы добиться полного исправления».

Отмечаем в очередной раз влияние будущего на настоящее: идолопоклонство всё равно не исправить полностью, чувствует Моше, даже если начать новый народ от него самого. Напрашивается простой вопрос: почему Моше беспокоится об этом, ведь если бы всех евреев уничтожили, то Михи с его идолом просто бы не существовало, а следовательно внук Моше не работал бы идолопоклонским священником! Ответ на это касается самого механизма «влияния будущего». Оно имеет силу и распространяется не потому, что в будущем нечто произойдёт, а потому, что сегодня, в настоящем уже есть явные предпосылки к этому: болезнь уже гнездится «в костях» самого Моше, его внук Йеонатан бен Гершом всё равно получит — при рождении — сильную предрасположенность к идолослужению, и не так важно, при каких именно обстоятельствах она проявится.

раввин Исраиль Зельман