Слово Торы: глава «Ки тиса»

Недельная глава«И дал Моше, когда закончил говорить с ним на горе Синай, две скрижали свидетельства (лухот hа-эдут — לחת העדת), скрижали каменные, написанные Перстом Б-га».

Рабейну Бехаи комментирует: «Из-за того не написали все Десять Заповедей на одной скрижали, т.е. из-за того их было две, что названы «скрижалями свидетельства», а свидетельство осуществляется только с помощью двоих (как сказано в Торе: «По словам двух свидетелей установится вещь»), и ещё потому, что камень – с земли, а запись – с неба, по виду того, что написано (Дварим, 31): «И призову свидетельствовать о них небо и землю»… И почему скрижали каменные? Потому что большинство наказаний – посредством забивания камнями…

И слово «две» указывает, что были равны – как говорится «два барана», «два козла» (и учится в Талмуде, трактат Йома, что должны быть равны). И ты должен осознать, что, хотя были равны по размеру, одна была больше по размеру записи. И это достойно, поскольку Качество Суда (связанное со второй скрижалью) испытывает влияние и воздействие (шефа ве-hамшаха — שפע והמשכה) от Качества Милосердия (связанного с первой скрижалью), и ты найдёшь на первой скрижали (в первых пяти заповедях) упоминание Главного Имени Б-га (Четырёхбуквенного) в каждой заповеди, и не найдёшь это Имя вообще на второй скрижали. Однако в неё всё-таки вписано это Имя, поскольку на второй скрижали – 26 слов (числовое значение Главного Имени).

И если ещё подумаешь о размере скрижалей, то заметишь, что если сложить размеры обеих скрижалей – длину, ширину и высоту – получается 216 кулаков, т. е. число всех букв т. н. 72-буквенного Имени (в котором 72 «связки» по три буквы в каждой), и знак этого – слово «И прошёл (ва-йаавор —  ויעבר)» из отрывка о даровании 13 Качеств Милосердия (в этом слове – и буквы «аин-бет», т.е. число 72, и буквы «рейш-йуд-вав», т.е. число 216). Всё это было разъяснено Моше на Синае. А мы постигаем с помощью этого, что на скрижалях, помещённых в ковчег, было Главное Имя со всеми «буквенными связками»…

Видим, что первая скрижаль, содержавшая заповеди отношений человека и Б-га, имела всё-таки больший размер записи, чем вторая, регулировавшая отношения между людьми. При этом к суду и наказанию прямое отношение имеет именно вторая скрижаль…   

Раввин Исроэль Зельман