Слово Торы: глава «Ки тиса»

Недельная глава«И даст [каждый] человек выкуп души своей Богу при подсчёте их, и не будет среди них мора при подсчёте их».

Рабейну Бехаи разъясняет, почему поименная перепись населения опасна для жизни. «Открывает нам Писание, что народ, детализируемый (hа-нифрат — הנפרט) в поголовном подсчёте каждого, отслеживается Хозяином Слежения, благословен Он, и всяческие деяния каждого детализируются перед Ним, и тогда происходит мор.

Этого не было ранее, когда деяния человека рассматривались на фоне общества. Сейчас же, когда каждого упоминают и считают отдельно, все деяния человек детализируются, и невозможно избежать наказания.

Так Шунамит ответила пророку Элише (который предлагал специально помолиться за неё): «Внутри народа своего я нахожусь», т. е. я не хочу, чтобы ты молился, упоминая моё имя, перед Царём, поскольку мне лучше, если моё имя не будет упомянуто отдельно, а останется внутри общества, без детализации, чтобы я не была наказана. И, как известно из комментариев, тот день, когда они говорили, был Новый Год, т. е. День Суда.

Именно поэтому про этот день сказано (в Талмуде, Рош Ашана), что все люди мира проходят перед Б-гом, как овцы по узкому коридору перед хозяином – по одной.

И так же сказано в Свитке Рут: «И пошёл человек из Бейт Лехема в колене Йеуды», и имя человека не названо. А как только произносится его имя – Элимелех – сразу же, в следующем стихе сказано: «И умер Элимелех».

Поскольку глава «Ки тиса» читается сразу после Пурима, добавим: первое, что сказал Аман, доказывая необходимость истребления евреев, «есть народ один, рассеянный и разъединённый», т. е. каждый, подчёркивая свою исключительность, держится отдельно от остальных. А первое, что попросила Эстер, когда готовила спасение народа: «Иди, собери всех евреев», т. е. сделай так, чтобы народ из множества одиночек превратился в общину, в монолит.

Раввин Исроэль Зельман