Слово Торы: глава «Ки теце»

Недельная главаВ начале главы изложен один из самых удивительных законов Торы: «Когда выйдешь на войну на врага своего, и даст его Б-г, Вс-сильный твой, в руки твои, и пленишь ты пленников, и увидишь ты в плену женщину, прекрасную видом, и возьмёшь её себе, и будет тебе женой».

Талмудическое разъяснение – «Тора говорила против Дурного Начала человека» (т. е. если не разрешить пленницу, солдат не выдержит и всё равно её возьмёт; теперь же всё делается по рекомендациям и идёт под контролем) тоже вызывает вопрос: почему именно рассказывая о прекрасной пленнице (а не, например, говоря о вкусных некошерных продуктах) Тора решает не противиться дурным страстям человека, а обойти их?

Раби Меер-Симха («Мешех Хохма») обращает внимание на неожиданную сторону вышеприведённого закона. Он пишет: «Представляется, что разрешение взять пленницу правомочно только в случае, когда врага «даст Б-г, Вс-сильный твой, в руки твои». Ведь в случае обычной войны, не завершающейся чудесной «Б-жественной» победой одного из участников, в плену оказываются, как правило, солдаты и граждане обеих стран. И обычно – или при заключении мира, или во время краткого перемирия – стороны обмениваются пленными.

Из-за этого существует возможность, что из-за «женщины, прекрасной видом», которую Тора разрешает против её желания привести домой, сделать ей Гиюр, и оставить у себя в качестве законной супруги, будет задержан в плену у врагов какой-нибудь уважаемый израильский гражданин.

Именно поэтому насильственное присвоение пленницы разрешено только в случае, если Б-г придаёт врагов в руки евреев, т. е. никакого еврея в плен не берут, т. е. задержание «женщины, прекрасной видом» ничем не угрожает».

Обращаем внимание, что отличительной чертой войны и победы, после которых разрешено взять пленницу, является непосредственное, чудесное Участие Творца, Его полное, детальное Наблюдение за всеми возникающими ситуациями… 

Раввин Исроэль Зельман