Слово Торы: глава «Ки теце»

Недельная глава«Когда будет у человека грех смертный, и будет умерщвлён, то повесишь его на дереве. Не оставляй ночевать останки его на дереве, а захоронением захорони в тот же день, ибо проклятие Б-га повешенный, и не осквернишь землю свою, которую Б-г Вс-сильный твой даёт тебе в наследие».

Закон о повешении трупа разъясняет р. Бехаи: «Из этого предостережения не оставлять повешенного на ночь выучивается в Талмуде запрет оставлять на ночь любого усопшего (т. е. запрет откладывать похороны на следующий день). И объяснено, что из слов «на дереве» выводится, что запрет оставлять мёртвого на ночь нарушается только если это унижение для мёртвого, а не когда это делается из уважения к нему (например, если ещё не готов гроб или саван).

И видится мне, что поскольку грех Адама не дал ему возможности переночевать в Райском Саду, как сказано (Теhилим, 18): «Адам в драгоценности (т. е. в Саду Эдена), чтобы не переночевал», было бы правильно, если бы Тора не заботилась о ночлеге человека, а, наоборот, указала, что труп должен переночевать на дереве и унизиться (во искупление Первого Греха). Но Тора и её заповеди стоят на основаниях Мудрости, и смысл запрета разъяснён в самом Писании: «Ибо проклятие Б-га повешенный».По простому смыслу – это будет унижением для Святого, благословен Он, если труп казнённого останется висеть. Ведь если задержат там повешенного (по закону Талмуда труп снимают сразу – не дожидаясь сумерек), все спросят: из-за чего этот повешен? А поскольку подвешивали только трупы тех, кто проклял, не дай Б-г, Вс-вышнего или поклонялся идолам, то будут это обсуждать – как именно проклял, как служил идолам… И слово проклятие (килелат - קללת) содержит и смысл неуважительного, «лёгкого отношения (калут - קלות)» к Славе Творца…

А в Мидраше приводится сравнение с двумя братьями-близнецами – разбойником и царём: если повесили разбойника, кто-то может перепутать и сказать, что повесили царя. Так и тут – ведь повешенный преступник был создан по Образу Вс-вышнего…».  

Видим, что классическое объяснение фразы о «проклятии» р. Бехаи считает именно «Мидрашом», т.е. более сложным, аллегорическим комментарием, и даёт свой Пшат – простой смысл, связанный с разговорами вокруг преступления и наказания…  

Раввин Исроэль Зельман