Слово Торы: глава «Ки теце»

Недельная главаСледующее разъяснение закона пленницы, которую еврейскому солдату разрешено «взять себе» после победы, даёт р. Бехаи: «Мудрецы Талмуда сказали, что слова «и приведёшь её в свой дом» учат, что нельзя притеснять её на войне. Т. е. солдат может отвести её в свободное место(где никто не увидит) и совокупится с ней первым соитием (бия ришона — ביאה ראשונה), и не будет заставлять её совокупляться на войне в любое время, как сказано (Дварим, 23): «И не увидит в тебе срамного дела».

И само то, что разрешено первое соитие, — это чтобы успокоить дурное начало солдата, т.е. чтобы он не сделал этого, несмотря на запрет… Если же захочет совокупиться с ней ещё раз, то сначала «обреет голову её и т. д.» (т. е. проведёт всю процедуру, описанную в начале главы)…

И из-за этого Тамар (дочь Давида) была разрешена Амнону (первенцу Давида, который её изнасиловал), поскольку Мааха, её мать, забеременела от Давида при первом соитии, пока ещё была нееврейкой (до прохождения процедуры Гиюра). Ведь Тамар (пытаясь избежать насилия) сказала Амнону (Шмуэль-Бет, 13): «Поговори, пожалуйста, с царём, ибо он удержит меня от тебя! (т.е. разрешит нам пожениться)». Ведь если бы Давид имел отношения с матерью Тамар Маахой только после её Гиюра, Тамар была бы родной сестрой Амнона, и тогда как же она говорит Амнону, что Давид «не удержит её от него»?! Но поскольку Мааха забеременела до Гиюра, Тамар не считалась родной дочерью Давида (и имела право выйти замуж за Амнона)».

Особый интерес этот комментарий представляет потому, что р. Мойше бен Нахман (Рамбан – у которого учился р. Шломо ибн Адерет, учитель р. Бехаи), чей авторитет, конечно, был огромен для р. Бехаи, явно склонялся к тому, что «первое соитие» до Гиюра солдату запрещено, и приводил в доказательство этому мнение р. Йоханана из Йерусалимского Талмуда: «Я говорю, что и первое, и второе соитие Тора разрешает только после всех деяний тех (т.е. после всей процедуры, описанной в Торе)».

Получается, что р. Бехаи (редкий случай) прямо спорит с Рамбаном, доказывая неправоту учителя своего учителя прямым текстом из Книги пророка Шмуэля, где приведены слова Тамар. (Обычно в подобных случаях задаётся вопрос: как же Рамбан – великий знаток Писания и Талмуда – комментировал отрывок о Тамар и Амноне, и, более того, на каком основании р. Йоханан – совсем уж великий законодатель, главный составитель Йерусалимского Талмуда – заявляет, что первое соитие запрещено?). 

Раввин — Исроэль Зельман