Слово Торы: глава «Ки таво»

Недельная главаВ главе даются подробные указания о грядущем переходе Иордана, и, в частности, говорится о камнях, на которых следует «написать слова всей Торы»: «При переходе Иордана установите камни эти, о которых Я приказываю вам сегодня, на горе Эйвал, и покроете их известью». Почему именно с переходом Иордана Творец связывает установку камней на горе Эйвал? Ведь гора Эйвал расположена в глубине Святой Земли, в отдалении от Иордана. Раши разъясняет, что в первой части стиха – намёк на другие камни, которые следовало установить прямо на дне Иордана (что и сделал Йеошуа при переходе чудесно расступившейся реки).

Раби Меир-Симха («Мешех Хохма») спрашивает: почему такую важную подробность перехода Иордана Тора излагает только с помощью трудно находимого намёка? Почему прямо не написано, что потребуется поставить камни на дне расступившегося Иордана?

«В Йерусалимском Талмуде, трактат Бикурим, пишет р. Меир-Симха, приводится, что Йеошуа перед переправой и началом захватнической войны послал три послания народам, населявшим Землю. В них он призвал отказаться от сопротивления, отдать Святую Землю мирным путём (т.е. или уйти, или присоединиться к народу Израиля в установленном порядке – посредством Гиюра). И если бы жители Земли приняли условия Йеошуа, и переправа была бы мирной, то не потребовалось бы чудо рассечения Иордана: еврейский народ переплыл бы на Святую Землю на кораблях (ведь чудеса сами по себе, как указывает Рамбам, не являются необходимостью – ни авторитет Моше, ни авторитет Йеошуа не держался на сверхъестественном).

И поскольку прямо указанная в Торе заповедь установить камни на дне Иордана лишила бы свободы выбора народы, предопределив войну и чудесную переправу, факт установки камней приводится в Торе только непрозрачным намёком…»

 Раввин Исроэль Зельман