Слово Торы: глава «Кдошим»

В главе, от которой, по мнению мудрецов Талмуда, «зависит большинство тем Торы», приводятся основные постулаты еврейской Этики. В частности, говорится о заповеди воспитания, увещевания ближнего: «Наставлением наставляй ближнего своего, и не вознесёшь на него греха (ло тиса алав хет - לא תשא עליו חטא)».

Каков смысл второй части фразы? «Не возносить грех» означает, что, воспитывая ближнего, мы не позволяем ему грешить? Тогда почему сказано именно «не вознесёшь на него греха», а не, например, просто «и он не согрешит»? Раби Меир-Симха («Мешех Хохма») предлагает следующую оригинальную трактовку.

«Объяснение фразы «и не вознесёшь на него греха» таково: если дело касается качество благочестия (особой праведности, выходящей за рамки элементарных обязанностей еврея), мудрецы опасались гордыни (т.е. не хотели, чтобы человек показывал публично свою нерядовую праведность); однако если речь об опасности нарушения какого-то запрета, и тем более – прямом запрете Торы, как, например, «новый урожай» (хадаш - חדש) в наше время и т.п., тут нет никакой гордыни, «и не вознесёт на себя греха (тоже возможный перевод – не вознесёшь не «на него», т.е. на ближнего, а «на себя»: наставляющий не вознесёт на себя греха)» — т.е. воспитатель не согрешит из-за наставления ближнего, а, напротив, в личном разговоре, прямо и открыто укажет ему, чтобы тот вёл себя, как наставляющий (т.е. воспитатель может, если речь об основных законах Торы, а не о особом благочестии, поставить собственное поведение ближнему в пример, и в этом не будет греха гордыни).

Отметим тонкость в комментарии: р. Меир-Симха избирает в качестве примера заповеди Торы, говоря о которой воспитатель может ссылаться на собственную праведность, заповедь плодов нового урожая (зерновые урожая, собираемого осенью, запрещены до Песаха следующей весны: во времена Храма знаком разрешения было принесение жертвы «Омера», с которой начинался текущий счёт семи недель). Поскольку в диаспоре очень трудно придерживаться этого запрета, многие по сей день ищут послабления и разрешения, чтобы есть плоды урожая сразу после его сбора. Раби Меир-Симха между делом показывает, как важно соблюдать именно то, в чём многие проявляют слабость, и своим примером вдохновлять соплеменников.

р. Исроэль Зельман