Слово Торы: глава «Йитро»

Недельная главаОдин из удивительных комментариев р. Бехаи находим при подготовке к Дарованию Торы, когда Творец предостерегает не прикасаться к горе Синай: «Да не коснётся её рука, ибо [коснувшийся] будет забит камнями или сброшен вниз: ни скотина, ни человек не выживет».

«Не следует понимать, пишет р. Бехаи, слово «скотина (беhема — בהמה)» буквально: тут так названы злодеи, подобные скотам. И сообщается, что как злодей, так и праведник, если прикоснётся к горе, погибнет.

Подобно этому в Книге «Коhелет» царь Шломо говорит: «Кто познает? Дух человека поднимается он вверх, а дух скотины спускается вниз, в землю», т.е. кто может знать при жизни, чей дух поднимется, чей опустится, ведь в этом мире – один конец и у праведных, и у нечестивых, ибо (как там же сказано) «всё возвращается во прах». В этом мире все равны, в будущем же уровни у всех разные…

И в этом месте сказано «не выживет», и имеется в виду – в этом мире, и отсюда ты учишь, что в лучшем мире все уровни разные: доказывается это историей сыновей Аарона – Надава и Авиhу, которые умерли в этом мире, поскольку прикоснулись к запрещённой горе, но, при этом, удостоились жизни в мире лучшем, ведь их смерть упомянута рядом со описанием служения в Йом Кипур (День Искупления)».

Тут сразу несколько важных деталей. Во-первых, Тора, оказывается, должна специально сообщить, что не только злодеи, но и праведники будут наказаны за прикосновение к горе: никакие прошлые заслуги не защитят от кары за дерзость вторжения куда не следует. Во-вторых, выясняется, что «в нашем мире все равны», т.е. краткость человеческой жизни делает все различия между судьбами людей несущественными – по сравнению с тем огромными различиями, которые ждут нас в мире душ. В-третьих, оказывается, сыновья Аарона прикасались к горе Синай, и поэтому умерли, хотя в Торе прямо написано, что они погибли почти через год – в день открытия Переносного Храма из-за внесения чуждого огня: видимо, дерзкое и не наказанное сразу проникновение в тайны Синайского Откровения не было осознано и исправлено раскаянием, из-за чего произошло второе ошибочное проникновение – в Переносной Храм. И, наконец, в-четвёртых, сам факт упоминания смерти сыновей Аарона в описании Йом Кипура в Торе – указание на получение ими удела в лучшем мире.

Раввин Исроэль Зельман