Слово Торы: глава «Итро»

В главе рассказывается, как Моше один судил весь народ, а Итро (тесть Моше) дал совет создать большую судебную систему. Разговор между тестем и зятем был такой: «И увидел тесть Моше всё, что тот делает народу, и сказал: что это за вещь, которую ты делаешь народу? Почему ты сидишь один, а весь народ стоит над тобой с  утра до вечера? И сказал Моше тестю своему: потому что приходит ко мне народ выспросить у Б-га. Когда бывает у них дело, приходят ко мне, и я сужу между каждым и его ближним и даю им узнать законы Б-га и указания Его (торотав תורותיו)».

Раби Меир-Симха («Мешех Хохма«) разъясняет суть диалога. «Дело в том, что судить в одиночестве разрешается только если участники процесса добровольно приняли на себя авторитет такого судьи (как сказано в трактате «Авот» и приводится в законах Маймонида: «Не суди в одиночку, посколько в одиночку судит только Один»).

Ещё приводится в Законе, что судьи сидят во время разбирательства, а участники тяжбы стоят. Однако в случае, если судью приняли добровольно, участникам процесса разрешено сидеть (ведь сама авторитетность судьи — это их решение).

И так сказал Итро: «В любом случае (мима нафшех - ממה נפשך): если твой, Моше, авторитет не приняли на себя все евреи, которых ты судишь, ты не имеешь права судить один; а если приняли, то почему ты сидишь один, а весь народ стоит над тобой?!»

И Моше ответил, что у закона, по которому должно быть три судьи, есть две причины. Первая — что при трёх судьях Присутствие Творца находится в суде. Вторая — что один судья может быть выбран одной стороной, другой — другой, а третий выбирается двумя выбранными судьями и имеет решающий голос.

Первая причина не относится к ситуации с судом Моше, поскольку Присутствие Творца не покидало Моше никогда (даже когда он был один). Поэтому Моше говорит: «Приходит народ ко мне выспросить у Б-га» (Чья связь с Моше постоянна). Вторая тоже неактуальна, ведь Моше был главным источником Закона, и присутствие ещё двух судей было бы бесполезным, поскольку против мнения Моше всё равно никто не мог бы выступить. Поэтому Моше говорит: «Даю им узнать законы Б-га».

раввин Исраиль Зельман