Слово Торы: глава «Итро»

Недельная глава«И говорил Б-г все слова эти, [чтобы] сказать», — объясняя фразу, после которой в Торе изложены Десять Заповедей, р. Бехаи приводит важнейший спор о Даровании Торы: «Добавлено слово «сказать» (лемор — לאמר), чтобы сообщить, что все Десять Заповедей были произнесены одним изречением, — так, как уста не могут произнести, а ухо услышать.

Ещё тут говорится о скрытом [смысле] (нистар — נסתר), поскольку в каждом Слове Творца есть открытое и скрытое, и слово «говор (дибур — דיבור)» говорит об открытом, а слово «речение (амира — אמירה)» — о скрытом… и об этом сказано (Теhилим, 62): «Одно сказал Б-г – два этих услышал я».

И знай, что по мнению Рамбама о Синайском Откровении, Голос великий, который слышали евреи, был создан (т.е. это был не в прямом смысле «Голос Б-га», а голос, который Творец создал для общения с людьми), и евреи слышали первые две заповеди без разделения на буквы (сплошным неясным потоком), как сказано (Дварим, 4): «Голос слов вы слышите», «голос слов», а не сами слова. И об этом сказали мудрецы, что первые две заповеди из Десяти «из Уст Величия слышали мы». Такова разница между евреями и Моше, который передавал людям заповеди – уже разделённые на буквы и понятные, как сказано (Дварим, 5): «Я стою между Б-гом и между вами». И так объясняется Мидраш (Шир hа-Ширим Раба), где сказано, что евреи получили от Моше число заповедей, равных слову «Тора (תורה)», т.е. по гиматрии 611 – кроме двух первых, услышанных прямо от Творца.

По мнению же Рамбана евреи слышали от Творца все Десять Заповедей, и так сказано далее (Дварим, 5): «Слова эти говорил Б-г всей общине вашей». Однако только первые две слышали и поняли, а остальные услышали, но не смогли понять. В Талмуде же, где сказано, что только первые две заповеди слышали «из Уст Величия», слово «слышать» употреблено в значении «осознавать» как в третьей гл. Книги Царей, где говорится о «сердце слышащем».

Видим, что, согласно подходу Рамбама, при Даровании Торы и сама связь евреев с Б-гом, и понимание заповедей были возможны только благодаря учителю нашему Моше. По мнению Рамбана связь была самостоятельной и полноценной (слышали от Б-га все заповеди), и только с пониманием восьми заповедей евреи не справились без Моше…

Раввин Исроэль Зельман