Слово Торы: глава «Хайей Сара»

В главе дважды приводится рассказ о встрече Ривки и Элиэзера (будущей невесты праотца Ицхака и посланного за ней раба).

Раби Меир-Симхо («Мешех Хохма») рассказывает, почему в разговоре с семьёй Ривки — отцом Бетуэлем и братом Лаваном — Элиэзер не точно пересказал приказ хозяина. Авраам сказал рабу: «В землю мою, на Родину мою пойдёшь», а раб утверждал, что Авраам приказал ему: «В семью мою и в дом отца моего пойдёшь».

Недельная главаРаби Меир-Симха разъясняет: «Сказал Авраам «в землю мою», чтобы намекнуть, что Арам Речной («Арам Наhараим» — место, где жила Ривка и раньше жил Авраам) тоже будет принадлежать его потомкам («моя земля», говорит праотец), потому что Давид в будущем захватит эти места (как приводится в 10 гл. Второй Книги Шмуэля). Элиэзер же опустил эту деталь (пересказывая семье Ривки приказ Авраама), чтобы не разгневать Лавана и Бетуэля (видим воздействие территориальных претензий — даже высказанных осторожным намёком, даже относящихся к далёкому будущему…).

Вероятно Авраам посылал Элиэзера только в город, где родился (как прямо говорится в приказе: «в землю и на Родину»), и не направлял Элиэзера в свою семью. Поэтому последний и стал загадывать у колодца — чтобы пришла девушка особой доброты и услужливости (если бы раб был послан в семью Авраама, то он не занимался бы гаданием, а пошёл бы прямо к Бетуэлю).

Правда, намёк на указание пойти именно в семью Авраама можно усмотреть в словах «на Родину мою» (благодаря этой идее мы отводим от Элиэзера обвинение в прямом обмане: он ведь изменил сказанное праотцом).

Таким образом (в русле вышесказанного), мы можем ответить на вопрос, заданный в комментарии Тосафот (трактат Хулин, л. 95): «Как мог Элиэзер заниматься гаданием, которое приравнивается к колдовству, ведь есть мнение в трактате Санhедрин, что любое колдовство неевреям запрещено». Получается, что слова Элиэзера были, скорее, способом выбрать невеству, а не гаданием (не получив прямого указания пойти в семью, Элиэзер мог просто выбрать наиболее добросердечную из девушек города).

В беседе же с Бетуэлем и Лаваном (злодеями, занимавшимися колдовством) Элиэзер представил всё так, как будто изначально шёл именно к ним, а с помощью гадания просто подтвердил необходимость, неотвратимость данного сватовства.

раввин Исраиль Зельман