Слово Торы: глава «Хайей Сара»

Недельная глава«И заклинаю тебя Б-гом, Вс-сильным небес и Вс-сильным земли, что не возьмёшь жену из девушек ханаанских, среди которых я живу… Б-г, Вс-сильный небес, который забрал меня из дома отца моего, из земли рождения моего, и Который клялся мне, говоря: «Потомству твоему дам землю эту», Он пошлёт ангела Своего перед тобой, и ты возьмёшь жену для сына моего оттуда».

Известный вопрос – почему сначала Авраам говорит Элиэзеру, уезжающему за невестой Ицхака, «Вс-сильный небес», а потом – «Вс-сильный небес и Вс-сильный земли» — Раши разрешает так: «Теперь Он – Б-г и земли тоже, поскольку Авраам приучил людей говорить о Нём, а когда Авраам уходил из родного дома, Он был только Б-гом небес, т.к. жители мира не знали Его». Рабейну Бехаи даёт принципиально другую трактовку.

«Не удивляйся, что сказано тут «Вс-сильный земли»: это потому, что Авраам, заклинавший Элиэзера, был в Земле Кнаан, и Писание постоянно прикрепляет Б-жественность к определённому народу и к определённой Земле, как сказано (Диврей hа-Йомим, 32): «И обратились к Б-гу Йерушалаима», и нет в Писаниях такого, чтобы Б-жественность связывалась с другим народом и с другой землёй. И если бы Авраам находился не в Земле Израиля, не сказал бы: «Вс-сильный земли». Поэтому после этого, говоря о своём уходе из родного дома, который находился вне Земли Израиля, Авраам сказал только: «Вс-сильный небес».

И об этом сказали мудрецы (в конце трактата Ктубот): «Всякий проживающий вне Земли [Израиля] подобен тому, у кого нет Б-га, как сказано (слова Давида, из первой Книги Шмуэля): «Ибо изгнали вы меня от пребывания в Наделе Б-жьем, сказав: иди, служи иным божествам». И объясняется это так: подобен тому, кто не из того определённого народа, и поэтому нету у него того Б-га, который соединён с этим народом».

К этому принципиальному подходу остаётся добавить, что р. Бехаи пишет о «прикреплённости» Б-га к Земле Израиля именно там, где Авраам отсылал Элиэзера за невестой для Ицхака в Харан, т.е. за пределы Земли Израиля, ибо в Земле тогда не было ни одной девушки, подходящей для праведного человека. Это показывает, что и с галахической стороны, даже учитывая всю важность пребывания на Святой Земле, разрешается выехать за её пределы ради женитьбы. 

Раввин Исроэль Зельман