Слово Торы: глава «Хайей Сара»

Недельная глава«И умерла Сара в Кирьят-Арбе, то есть в Хевроне, в земле Кнаан, и пришёл Авраам оплакивать Сару и плакать о ней».

Говоря о кончине и похоронах праматери, р. Бехаи обращает внимание на три детали. О чём говорит то, что Авраам «пришёл» оплакивать Сару? Уже сказано: «и умерла Сара», почему дальше в тексте повторено имя Сары (ведь можно было написать «оплакивать её и плакать о ней»)? Почему, наконец, нигде в описании смерти и похорон праведницы не упомянут её сын – Ицхак?

На первые два вопроса находятся простые ответы. Слова «пришёл Авраам» означают, что Авраам «проявил увлечённость (ниторер — נתעורר)», и так сказано в Талмуде (Тамид, гл. 4) о разделывании только что зарезанного жертвенного животного: «пришёл к левому боку… пришёл к шее и оставил на неё два позвонка»… Имя Сары повторено потому, что обычай оплакивания – часто повторять имя покойного, и так говорил Давид (Шмуэль-Бет, 1) после гибели царя Шаула и его сыновей: «Шаул и Йонатан, возлюбленные!..»

По поводу третьего вопроса р. Бехаи пишет: «Кажется, что следовало Писанию сказать «пришли Авраам и Ицхак оплакивать Сару и плакать о ней», ведь бесспорно следовало Ицхаку оплакивать свою маму-праведницу, ведь его обязанность гораздо больше, чем у Авраама (траур по матери продолжается год, по жене – тридцать дней), тем более, что она любила его особенной любовью, так как родила его чудесным образом, и душа её была привязана к душе его…

Однако представляется возможным сказать, что Ицхак не знал в тот период, что умерла его мать: поскольку она умерла из-за него (когда услышала о [готовящемся] жертвоприношении), от него скрыли её смерть… И поэтому нет никаких упоминаний об Ицхаке – ни в рассказе о смерти Сары, ни в рассказе о её похоронах: с момента, когда Ицхак был связан на жертвеннике, мы его не видим…»

В комментарии заметен намёк (в сравнении смерти и похорон Сары с жертвенным животным, описанным в Талмуде), что эта смерть была ещё одной жертвой, ещё одним испытанием Авраама: только он мог после несостоявшегося жертвоприношения сына вернуться домой, увидеть мёртвую супругу, и ни на мгновение ни о чём не пожалеть… Кроме этого, отмечаем саму возможность скрыть факт кончины близкого родственника от человека, обязанного соблюдать законы траура, чтобы не нанести этому человеку слишком сильного, может быть, непереносимого удара…

Раввин Исроэль Зельман