Слово Торы: глава «Эмор»

В начале главы сказано: «Говори священникам (коhаним - כהנים), сыновьям Аарона: от мёртвого не загрязняйтесь в народе своём». Один из старших комментаторов, живший почти 1000 лет назад р. Авраам бен Эзра отмечает, что упоминание священников-коhаним в первых словах главы связано с концом главы предыдущей: там перечисляются наказания за кровосмешения, и поскольку священники являются «стражами Торы (шомрей Тора - שומרי תורה)», именно благодаря им исполняется вышеуказанное.

Раби Меир-Симха («Мешех Хохма») пишет по этому поводу всего одну недлинную фразу, в которой заложена принципиально-важная идея.

Раби Меир-Симха отмечает: «Как этот комментарий (р. Авраама бен Эзры) замечателен в связи с тем, что приводится в Талмуде (Санhедрин), где сказано, что «когда есть Коhен, приносящий жертвы на жертвеннике (в Храме), могут выноситься правомочные судебные решения по «законам душ» (диней нефашот - דיני נפשות), т.е. только когда есть священники, приносящие жертвы, разрешается выносить приговоры о смертной казни или телесных наказаниях). Поэтому сразу после предыдущей главы, где говорится о наказаниях за кровосмешения, приводятся законы, касающиеся службы священников-коhаним».

Естественный вопрос: что так обрадовало р. Меира-Симху в комментарии р. Авраама бен Эзры и что нового добавляет цитата из Талмуда?

Оказывается, понять роль священников-коhенов как «стражей Торы» можно двояко. C одной стороны, в Талмуде неоднократно упомянут «раввинский суд священников», где непосредственно решались вопросы закона. Этот суд состоял именно из коhаним и, насколько можно понять из Талмуда, не всегда подчинился главному (обще-еврейскому) Верховному Суду Санhедрину. С другой стороны, роль священников как «стражей Торы» можно понять более глобально: не их непосредственное участие и мнение в вопросах закона (для того есть признанные всем народом авторитеты), а именно их Служение в Храме обеспечивает тот необходимый духовный климат, благодаря которому суды принимают правильные решения в делах, касающихся жизни и смерти.

Как мы видим, именно так – более общо – понимает р. Меир-Симха участие коhаним в судопроизводстве.

раввин Исроэль Зельман