Слово Торы: глава «Эмор»

Недельная глава«И вышел сын женщины израильской, и он – сын человека египетского внутри сынов Израиля, и поссорились в лагере – сын израильтянки и человек израильский. И пробил (ва-йиков — ויקב) сын женщины израильской Имя, и проклял, и привели его к Моше…»

Рабейну Бехаи комментирует: «Можно объяснить «и вышел» (и не разъяснено – откуда), подобно тому, как объясняют выражение (Млахим-Алеф, 22): «И вышел дух» (т.е. появился)… и как сказано (Иов, 1): «Голым вышел я из чрева матери своей». И, как видится, на это намекнули мудрецы (в Мидраше): «Раби Леви сказал: из мира своего вышел!», и поэтому слово «и вышел» стоит в Торе после слова «мир» (этим словом заканчивается пред. абзац). И объяснение того, что «вышел из своего мира» в том, что каждый человек – «мир маленький (олам hа-катан — עולם הקטן)»…

А я спрашиваю: зачем рассказала Тора эту историю (о человеке, проклявшем Б-га и казнённом)? Ведь можно было просто сообщить о наказании за проклятие… И, как видится, намерение Торы тут дать два полезных сообщения. Первое – известить, что ни один еврей не оступился, совершив такой страшный грех, кроме этого преступника, конченного злодея, который был испорчен в корне своём из-за отца и матери (был зачат матерью от египетского надсмотрщика). И второе сообщение – очень важное условие произнесения благословений, каким образом человеку следует благословлять Творца. Ведь проклинавший сначала разъяснил Имя в его буквах (задумался о его значении), и только потом проклял, как сказано: «Ва-йиков» (переводится не только как «и пробил» но и как «и расшифровал»). За это был наказан смертью. И – в соответствии с этим – желающий благословить Творца должен сначала задуматься об Имени, о разъяснении его букв, на что они указывают, и после этого – благословить Б-га вслух, и тогда – получит награду целостную. И памятка для этого – стих из Псалмов (Теhилим, 145): «Превознесу Тебя, Б-г мой, и благословлю Имя Твоё вовеки веков», сначала – «превознесу» мысленно, а потом – «благословлю» устно».

Получаем рекомендацию мудреца – перед произнесением «благословений удовольствий» (перед едой, питьём или ароматом) и благословений заповедей (перед исполнением заповедей) несколько секунд настраиваться – думать об Имени Творца, и только потом произнести короткую общеизвестную фразу…

Раввин Исроэль Зельман