Слово Торы: глава «Эмор»

Очередным потрясающим отрывком Мидраша р. Бехае объясняет связь обращения к коhенам в начале этой главы с концом предыдущей, где изложен запрет обращаться к заклинателям мёртвых (ов — אוב).

«Видел Святой, благословен Он, что в будущем предстоит Шаулу царствовать над Израилем, убить коhенов города Нов, а потом (перед последним сражением, где он погиб) – обратиться к заклинательнице мёртвых, и об этом скажет пророк Йешаяу (гл. 8): «И когда скажут вам: «обратитесь к заклинателям мёртвых, бубнящим и вещающим», разве народ Бога может вопрошать о живых у мёртвых?!», т. е. неужели Израиль оставит Бога и обратится к мертвецам?!

И о том же сказал пророк Элияу царю Ахазье (Млахим-Бет, гл. 1): «Разве нет Бога в Израиле, что ты посылаешь спросить Бааль-Звува, бога Экрона?!», зачем станем вопрошать мёртвых, мёртвую божественность, как сказано (Теhилим, 115): «Уста у них, а не говорят, глаза у них, а не видят»…

А к кому следует обращаться? К коhенам и левитам, о которых сказано (Дварим, 17): «И придёшь ты к коhенам и левитам и к судье, которые будут в дни те, и спросишь…»

Показал Бог учителю нашему Моше все поколения и их руководителей, и среди них – Шаула и сыновей его, гибнущих от меча. Сказал Моше: «Властелин Мира! Первый царь, который установится, падёт от меча?!» Сказал ему [Бог]: «Скажи коhенам, сыновьям Аарона».

Предоставляя толкование Мидраша читателю, р. Бехаи выставляет на обозрение особенность: царь Шаул считался праведником (о чём сообщал Сам Создатель царю Давиду, как разъяснено в двух местах Талмуда), и, хотя он страшно ошибся, обратившись к заклинательнице, очень удивляет приведённое в Мидраше сравнение этого обращения с посольством царя Ахазьяу к экронскому идолу. Возможно тут речь идёт о близости запретов колдовства и идолопоклонства (о сходном характере «нечистоты» того и другого не раз говорится в Книге «Зоhар»).

В афористичном завершении Мидраша, по-видимому, подчёркиваются два аспекта (и куда предписано, и куда запрещено обращаться): Создатель приглашает величайшего из пророков учесть и убийство коhенов города Нов, совершённое с разрешения царя Шаула, и само местоположение главы о коhенах к Торе: непосредственно перед этим в Свитке сказано о запрете обращаться к заклинателям мёртвых…   

Раввин Исроэль Зельман