Слово Торы: глава Экев

Недельная глава«И мучил тебя, и морил голодом, и кормил тебя маном, которого не знал ты и не знали отцы твои, чтобы уведомить тебя, что не на хлебе одном (ло аль hа-лехем левадо - לא על הלחם לבדו) выживет человек, а на всём выходящем из Уст Б-га выживет человек».

Известное «не хлебом единым» комментирует р. Бехаи: «Жизненная сила даётся человеку не от одного хлеба, привычного и обыкновенного, но и от силы, которая выращивает хлеб, т. е. от его «созвездия» (мазало - מזלו), как объяснено в Мидраше: «Нет ни одной травинки внизу, у которой не было бы «созвездия» сверху, говорящего ей: «расти!», как сказано (Иов, 38): «Знаешь ли ты законы неба, поместил ли ты указание его на земле» (т. е. небо даёт закон земле). А над силой, выращивающей хлеб, есть другая, назначенная (более высокая), но и у той силы тоже есть сила могущественная, властвующая на ней, устанавливающая и поддерживающая её. И так – от силы к силе – до Высшей Первопричины, Силы всех сил, пребывающей выше всех высот и являющейся Источником Жизни и жизненной силой для всего.

Ведь еврейский народ все сорок лет в пустыне не ел хлеба и выжил, и об этом сказано: «На всём выходящем из Уст Б-га выживет человек», т.е. выживет благодаря силе, установленной по приказу высшему, как сказано (Эстер, 7): «Слово вышло из уст царя», т. е. царь приговорил (выражение «уста царя» или «уста Б-га» указывает на устный приказ). И все эти силы-посредники (hа-эмцаим - האמצעים) назвало Писание «Выходящими из Уст Б-га», поскольку они все устанавливаются и выходят из Его Силы. И сообщает Писание, что суть жизненной силы, получаемой от пищи, именно в тех уровнях, которые приближают её к Первопричине, ведь чем ближе вещь к Первопричине, чем меньше «посредников» между ней и Б-гом, тем больше у неё жизненной силы.

И об этом сказано (Шмот, 24): «И видели Б-га, и ели и пили» (в стихе говорится о старейшинах, находившихся на Синае перед Дарованием Торы), и сказал р. Йоханан: «Это – еда несомненная (вадаит - ודאית)», как сказано (Мишлей, 16): «В свете Лица Царя Жизни». Намеревался р. Йоханан сообщить, что «свет высший», т.е. жизненная сила для души, её питание и удовольствие – это и есть «еда несоомненная», настоящая, а еда материальная, являющаяся результатом многочисленных «причин», не называется «несомненной едой»…

Раввин Исроэль Зельман