Слово Торы: глава «Экев»

Недельная главаПервый комментарий р. Бехаи на главу в очередной раз построен так, чтобы у читателя появился дополнительный повод вдуматься в слова Торы. Сначала р. Бехаи пишет: «Обещания наград в этой главе – обещания телесные (йиудим гуфаниим — יעודים גופנים) для пользы тела в этом мире, и являются подготовкой к миру будущему. И включается это в значение слова «Экев («в последствии», от слова «акев», т.е. «пятка»»), ибо обещания телесные – это награды самые лёгкие и низкие из всех – так, как пятка – самая низкая в теле. А на награду большую и мощную, т.е. Синяие Присутствия (зив hа-Шхина — זיו השכינה) указывает слово «и будет» («ве-hайа», [והיה] первое слово главы), состоящее из букв Главного Имени… Однако пожелала Тора разъяснить ощущаемое (мургаш — מורגש), и распространиться о нём (т.е. подробно написать о понятных, ощутимых прижизненных наградах), и лишь кратко намекнуть на умозрительное (мускаль — מושכל), ибо таков обычай во всей Торе».

Далее, раскрыв смысл известного Мидраша (о награде и наказании за «заповеди, которые человек топчет пятками», т. е. о невнимании к заповедям, кажущимся не самыми важными), р. Бехаи пишет: «В Мидраше сказано: «И будет, в последствии послушания вашего». Награда праведников только в конце, а награда злодеев – сразу в мире этом, как сказано (Дварим, 7): «И расплачивается с ненавистниками Своими перед Собой», — награда их перед Ним. А праведники – их награда за Ним, как сказано (Теhилим, 94): «И за Ним (ахарав — אחריו) – все прямые сердцем», и таков смысл стиха – «и будет, в последствии послушания вашего».

При сопоставлении начала и конца комментария получается, что все «ощутимые» награды, т. е. телесные обещания, о которых Тора «по своему обычаю» пишет подробно, предназначены только для злодеев (ибо награда праведников – не в этом мире).

Чтобы верно использовать этот (безусловно специально предоставленный великим мудрецом) повод для размышления, следует вглядеться в малозаметную тонкость. В начале сказано, что слово «Экев» указывает на телесные награды (те, что на уровне «пятки»), а в Мидраше именно из этого слова выводится, что награда праведников – «в последствии», в ином мире.

Из этого учим, что награды этого мира – не только способ расплатиться со злодеями, но и возможность для праведников что-то выучить, что-то понять в отношении наград мира будущего. И р. Бехаи оставляет специальную подсказку в начале комментария: «телесные обещания являются подготовкой к миру будущему»…

Раввин Исроэль Зельман