Слово Торы: глава «Бо»

Говоря о заповеди пасхальной жертвы, Тора указывает: «И соблюдайте вещь эту как Закон — для тебя и для сыновей твоих вовеки«.

Раби Меир-Симха («Мешех Хохма«) цитирует отрывок Талмуда (Псахим, 96), где сказано: «Три жертвенника было в Египте: притолока и две стойки [двери] (машкоф у-штей мезузот משקוף ושתי מזוזות)».

Объясняя это место, р. Меир пишет: «Тогда (в ночь Исхода) на входе каждого еврейского дома произошло такое же Открытие Б-жественной Славы, как позднее на общественном жертвеннике. И тогда притолока и две стойки двери служили для окропления кровью (являющегося главным элементом жертвоприношения). И об этом — о законе, согласно которому мясо жертвы разрешается в пищу только после окропления жертвенника кровью, — сказано: «И соблюдайте вещь эту как Закон для тебя и для сыновей твоих вовеки«, — с той разницей, что потом это будет происходить на жертвеннике (а не на дверях еврейских домов).

Поэтому даже сын-злодей (один из четырёх «сыновей», упомянутых в пасхальной Агаде) не спрашивает про пасхальную жертву — про забивание скота и поедание печёного мяса, ведь логично и достойно — праздновать национальный праздник (хаг леуми חג לאומי), организуя пир и веселье: это день, когда евреи вышли из рабства на свободу, стали независимым народом.

А про окропление жертвенника кровью перед едой пасхальной жертвы спрашивают (сыновья в пасхальной Агаде): «Что за служение это у вас?» И надо ответить: «Жертва пасхальная это для Б-га«, — что открылось Слава Его у нас, и расположилось Его присутствие среди нас, и это — вещь духовная, возвышенная, не встречающаяся у народов…».

Отметим, что р. Меир своеобразно разъясняет вопросы сыновей из Агады: они касаются именно окропления кровью жертвенника, т.е. непосредственно «служения» (используется узкая трактовка употреблённого в Торе слова), а не праздника вообще. И именно эта заповедь, выходящая за рамки обычной национально-политической логики, становится примером высокого, духовного действия, отделяющего народ Торы от остальных.

 раввин Исраиль Зельман