Слово Торы: глава «Бо»

Недельная глава«И простёр Моше руку свою на небеса, и была тьма абсолютная (хошех афела — חשך אפלה) во всей земле Египта три дня».

Несколько отрывков из большого классического комментария р. Бехае о «египетской тьме». «Написано, что Моше «простёр руку свою на небеса» (а не «к небесам»). Объясняется это так. Небесные сферы материальны, и сказано «на небеса» (т.е. выше небес), ведь сила знамения выше сил небесных сфер, сил природы. А сразу после этого сказано «и была (ва-йеhи — ויהי)», т.е. упомянуто слово, состоящее из букв Главного Имени Б-га (Имя происходит от корня «быть»), поскольку буквами Имени человек может изменять природу.

И трижды упомянута тьма (во всём отрывке о казни тьмы), чтобы намекнуть, что есть три вида тьмы. «Алата (עלטה)», упомянутая во время Союза между частями, который Б-г заключил с Авраамом, «Афела (אפלה)», упомянутая тут, и «Арафель (ערפל)», упомянутая при Даровании Торы, как сказано (Шмот, 13): «И Моше приблизился к тьме».

А в Мидраше сказано: «Откуда была тьма? Раби Йеуда говорит: из тьмы высшей, как сказано (Теhилим, 18): «Установил тьму тайной Своей». Раби Нехемия говорит: из тьмы Геhинома, как сказано (Иов, 10): «Земля ужаса, как тьма (кмо офель — כמו אפל)».

Причина казни тьмой была в том, что почернел воздух во всей земле Египта из-за того, что заткнулись его «тропы» (швилав — שביליו), ведь солнечный свет проходит сквозь воздух так же, как звук проходит сквозь воздух. И Создатель на время казни тьмы отменил эту способность света проходить сквозь воздух, воздух стал чёрным, и невозможно было видеть солнце и звёзды, чей свет не проходил по привычным «тропам» и путям…»

Отмечаем виды тьмы: скрывающую будущее (о нём сообщал Б-г Аврааму при заключении Союза), карающую злодеев (как в Египте) и скрывающую Присутствие Б-га (как при Синайском Откровении). Также видим, что по мнению р. Йеуды тьма (видимо, как и остальные казни) прежде всего показывала полновластие Б-га в мире, и поэтому явилась из Б-жественного Источника; по мнению же р. Нехемии главное в десяти казнях – кара злодеев, поэтому источник тьмы – Ад. Причём слово, употреблённое у Иова в описании Ада, отличается от использованного в Египте только родом: «офель» – мужской р., а «афела» женский, что связано с обычной трактовкой родов, согласно которой слово в м.р. сильнее, чем в ж. р., т. е. природа тьмы Египта – тоже адская, но сила – меньшая, чем в Аду.

Раввин Исроэль Зельман