Слово Торы: глава «Бо»

Недельная глава«И сказал Б-г Моше: протяни руку свою на небеса (аль hа-шамаим — על השמים), и будет тьма глубокая (хошех афела — חשך אפילה) на земле египетской, и сгустится тьма. И протянул Моше руку свою на небеса, и была тьма глубокая на всей земле египетской три дня».

Рабейну Бехаи приводит несколько важных деталей, касающихся «тьмы египетской».

«Сказано не «простёр руку к небесам», а «на небеса», и так же сказано про наведение казни града (в конце предыдущей главы). Поскольку в небесных сферах находятся природные объекты (маасе тэва — מעשה טבע), сказано, что Моше простёр руку «на небеса», т. е. выше небес, выше природы – туда, где властвуют буквы Имени Б-га. Поэтому сразу после слова «небеса» в обеих казнях сказано «и будет (виhи — ויהי)», слово, состоящее из букв Четырёхбуквенного Имени… поскольку, как известно, посредством этих букв человек может изменять природу…

И ты найдёшь в этой главе три упоминания слова «тьма», что намекает на три вида тьмы: «алата (עלטה)», «афела (אפילה)», «арафель (ערפל)». Первая – тьма Союза между частями животных, заключённого с Авраамом (упомянута там – см. Берешит, 15). Вторая – тьма египетская (см. выше в цитате из Торы). Третья – тьма Дарования Торы, как сказано (Шмот, 20): «И Моше приблизился к тьме»…

А объяснение тьмы египетской в том, что Творец закрыл доступ света в воздух Египта. Потому что свет приходит от небесных тел и входит в воздух, так же, как звук проходит через воздух и достигает слуха… А Творец аннулировал это свойство воздуха (пропускать свет) на все дни тьмы, и воздух Египта был абсолютно чёрным…»

Первое, что отмечаем – в указаниях о казнях Египта Творец передавал также и каббалистическую технологию выполнения определённого наказания: в данном случае – использование букв Имени, изменяющих природу (и в конце комментария разъяснено, что именно было сделано с помощью букв: временно изменились свойства воздуха, Египет словно оказался в герметично закрытой тёмной комнате). И, конечно, особое внимание привлекает идея трёх предназначений затемнения: для пророческого знака (данного Аврааму для показа грядущих исторических потрясений), для наказания (как в Египте), и для заграждения перед тем, что не положено видеть человеку (как на Синае).

Раввин Исроэль Зельман