Слово Торы: глава «Бешалах»

В первых словах главы сказано про Исход евреев из Египта, что «Б-г не повёл их дорогой через землю Плиштим, поскольку близко это«, и в Мидраше Мехилта приводится: «Близко это» — [близко] то, что сказал Святой, благословен Он, Моше: «При выведении твоём народа послужите Б-гу на горе этой«; «близко это» — близка дорога для возвращения в Египет».

Очевидный вопрос — о связи двух приведённых в Мидраше объяснений слов Торы «близко это«.

Раби Меир-Симха («Мешех Хохма«) пишет: «Вероятное объяснение в том, что в сердцах евреев укоренились ошибочные представления идолопоклонства и чуждые идеи. Поэтому открытие Славы Вс-вышнего на Синае всего через три месяца после Исхода не подействовало на народ в полной мере, не удалило из сердец всё зло. В результате, когда некоторые евреи и прибившиеся к народу иноплеменники (эрев рав ערב רב) сделали золотого тельца, не оказалось никого, кроме Хура (племянника Моше), кто бы открыто выступил против, ведь не отпечаталось пока в их сердцах Величие Реальности (hод мециют הוד מציאות) Б-га Единого, Непостижимого, Следящего за всем и Управляющего всем. И если бы евреи пришли сразу в землю Эморийцев (т.е. в Святую Землю), переполненную тогда разным идолослужением, то точно не были бы изжиты в них неверные представления и греховные помышления.

Поэтому Творец повёл их в пустыню, и там «Б-г Один поведёт его» (стих из главы «Аазину»), и успеют отделиться ото всех чуждых влияний, и осуществится (написанное во второй половине вышеприведённого стиха) «и нету с ним божества чуждого» (неожиданная трактовка стиха: обычно переводят и разъяняют, что «нету с Ним божества», т.е. рядом с Творцом нет более никакого божества; р. Меир-Симха комментирует: благодаря задержке в пустыне и пребыванию только рядом с Б-гом евреи должны были излечиться от влияния чуждых культов).

Таково объяснение слов Мидраша Мехилты: «Близко это«, т.е. слишком близко Дарование Торы, и евреи не успеют отойти от чуждых влияний. Поэтому нельзя пойти по «дороге, которая близка» — к культам иноплеменников, нельзя сразу впустить народ в Святую Землю. По этой причине Создатель задержал народ в пустыне на сорок лет.

Видим, что намёк на 40-летние странствия содержится уже в начале главы, описывающей Исход и Рассечение моря: короткий, «близкий» путь в Святую Землю был изначально невозможен…

раввин Исраиль Зельман