Слово Торы: глава «Бешалах»

Недельная глава«И сказал Б-г Моше: вот, Я изливаю вам хлеб с небес, и выйдет народ, и соберут для каждого дня, чтобы испытать, пойдут ли за Торой Моей».

Рабейну Бехаи пишет о питании евреев в пустыне: «Знай, что Ман был как тонкие зёрна, и поэтому упомянуто в отношении его слово «собирание», и был он как очищенные, круглые семена… круглый, белый и сладкий.

И выпадал он ночью… чтобы, встав утром, люди нашли своё пропитание готовым… А то, что написано (Бамидбар, 11): «И вид его – как вид кристалла (бедолах - בדלח)» указывает на происхождение от света высшего, о котором написано (Йехезкель, 1): «Как вид льда страшного». И объяснили, что «кристалл» – это алмаз, называемый «перл», камень на нагруднике первосвященника, где было высечено имя Зевулуна (того сына Яакова, который доставлял пропитание брату – изучавшему Тору Иссахару).

И шёл Ман, как тонкий дождь – подобно тому, что сказано (Теhилим, 147): «Иней, как пепел, разбросает»… И упомянуто тут слово Ман пять раз – так же, как слово «свет» в первой главе Торы – показать, что высший свет – основа Мана… Также он назывался (Теhилим, 75): «Хлеб могучих (абирим - אבירים)», и разъяснили мудрецы, что он «впитывался в органы» (ба-эварим - באברים)», и что слово «лепёшка (мехуспас - מחספס)», которым назван Ман, в числовом значении равно 248-ми, т.е. числу органов человека. Питавшимся Маном не нужно было испражняться, Ман впитывался в 248 органов без остатка. И это называется (Бамидбар, 14): «Знаки, которые Я делал внутри его», т.е. внутри евреев был Б-жественный знак, ибо они ели, и ничего не выходило из них.

И Рамбан написал, что с момента откровения, увиденного евреями у Красного моря, их души возвысились, чтобы прикрепиться к своему источнику, т.е. к высшему свету, от которого произошёл Ман, и поэтому были готовы именно к такому питанию… И Ман был дан тем, кто получал Тору, чтобы очистить их разум и возвысить их до познания Б-га, благословен Он»…

Комментаторы расширяют многое из вышесказанного до понимания смысла любой пищи, ведь всякая еда даётся Творцом, и её наполнение зависит от духовного уровня человека, от того, к какому постижению он готовится…  

Раввин Исроэль Зельман