Слово Торы: глава «Бехукотай»

Недельная главаПосреди приведённого в главе перечисления страшных предзнаменований, обещанных нарушителям законов Вс-вышнего, выделяется загадочный отрывок: «Если пойдёте со Мной случайно (кэри - קרי) и не пожелаете послушать Меня (т. е. посчитаете, что ваши беды – не наказание свыше, а случайность), то добавлю Я вам наказание – в семь раз [большее, чем] равное грехам вашим (дословно «семь – как грехи ваши [шева ке-хатотэйхем - שבע כחטאתיכם]), и пошлю на вас зверей полевых, и они лишат вас потомства и уничтожат скотину вашу…».

Раби Меир-Симха («Мешех Хохма») предлагает следующее разъяснение отрывка: «Не сказано «за грехи ваши», а именно «как грехи ваши» (т. е. наказание будет подобно грехам вашим), потому что тут говорится про Осквернение Имени Творца (хилуль Ашем - חלול השם). И написано (в главе «Ноах»): «И страх перед вами и ужас перед вами будет у всех животных». В Талмуде разъяснено (Шабат, 151), что «зверь властвует человеком (не боится напасть, чувствуют свою силу) только если человек представляется ему скотиной (нидмэ ло ки-бhема - נדמה לו כבהמה)» (т. е. «настоящего человека» животные опасаются; а если нападают, то, значит, низменное, «скотское» настолько ярко выражено в человеке, что ощущается животными).   

И поэтому, поскольку (во времена Первого Храма) оскверняли Имя Вс-вышнего пустыми и ложными клятвами, оскверняли Субботы (обратим внимание, что именно это р. Меир-Симха использует как примеры Осквернения), сделали Имя Б-га как будто «будничным» (не святым), не дай Б-г. Поэтому осквернился и их собственный почёт (человеческое достоинство), и представились они зверям в виде скотов, а не людей, т. е. перед животными осквернилась Ценность Человека.

Из-за этого написано – «как грехи ваши» (т. е. так же, как люди унизили Образ Творца, как будто бы лишили его возвышенности и святости, так и упомянутые сразу после этого «звери полевые», более не чувствуя в человеке ничего высокого и неприкасаемого, стали «властвовать» над людьми).

Глубокая, важная мысль р. Меира-Симхи приводит к простому правилу: отрицая Б-га, человек унижает не Его, а себя – тот Б-жественный Образ, по которому человек создан. 

раввин Исроэль Зельман