Слово Торы: глава «Бехукотай»

Недельная глава«И пойду (hитhалахти — התהלכתי) внутри вас, и буду вам Б-гом, а вы будете Мне народом«.

Знаменитую фразу, в которой Раши видит намёк на райское воссоединение души с Б-гом, р. Бехаи разъясняет подробно: «Отсюда вывели в Мидраше, что «в будущем Святой, благословен Он, будет прогуливаться с праведниками в Саду Эдена, и Слава Его – посреди них».

Обретение наслаждения душ уподоблено круглому хороводу, поскольку у круга нет конца и начала, как и у того наслаждения. А поскольку круг всегда окружает точку, которая в центре, сказано: «И Слава Его посреди них». И поэтому в стихе сказано: «И пойду внутри вас«, ибо уподобил народ Израиля хороводу, а Себя – центральной точке. После этого сказано: «И буду вам Б-гом», о чём далее говорится в Мидраше (о «прогулке по Раю»): «И каждый указывает на Него пальцем, как сказано (Йешаяу, 25): «Вот, Б-г наш это«.

И это – метафора (машаль — משל) близости, знания и постижения, — так же, как есть у человека знание о друге, которого он отличает от других и сразу узнаёт. И надо понимать это выражение (из Мидраша) не прямолинейно – не как слова кого-то стоящего перед человеком, а так, как понимается выражение (Шмот, 32): «Ибо этот Моше и т.д.«, т.е. что они (требовавшие у Аарона изготовить идола) давно знали Моше (и поэтому сказали «этот»), хотя в тот момент Моше не находился перед ними».

Так разъяснена тут награда мира душ, и перемешало её Писание с наградами телесными, положившись на разумного, который узнает эту духовную награду среди телесных. И из-за величия уровня этого мира душ Тора о нём нигде прямо не упомянула, ибо он скрыт и превышает глубину постижения индивидуумов (йехидим — יחידים), созданных из материи. И даже все пророки (как разъяснено в Талмуде, трактат Брахот) говорили не о «будущем мире», а о «днях Машиаха»…

Кроме известной (повторенной за Рамбаном) причины отсутствия духовного воздаяния Торе (из-за сложности понимания духовных вопросов), отмечаем важнейшую идею «расположения душ праведников»: каждая точка окружности равноудалена от Центра и, что главное, видит Центр со своей неповторимой позиции…

Раввин Исроэль Зельман