Слово Торы: глава «Беhар»

Недельная главаВ преддверии следующего года – Седьмого года, Шмиты, когда сельскохозяйственные работы на Святой Земле должны прекратиться, а плоды, даже если они вырастают без помощи людей, нельзя продавать или вывозить за пределы Святой Земли, большую актуальность приобретает эта глава, излагающая все подробности законов «Седьмого года» и «Йовеля» («юбилейного» пятидесятого года, который наступал после каждых семи семилеток). И если Йовель сегодня не практикуется (ибо пока не выполняется главное условие – присутствие большинства евреев на Святой Земле), то заповеди Седьмого года каждый раз перед его наступлением становятся предметом дебатов (в частности, основной темой споров является«разрешение продажи» (hетер мхира - היתר מכירה), позволяющее возделывать Святую Землю после продажи её неевреям: большинство серьёзных галахических авторитетов указывает на неправильность, недопустимость этой процедуры).

Раби Меир-Симха («Мешех Хохма»), раскрывая смысл законов Седьмого года, пишет: «В Торе сказано: «И отдохнёт земля Субботу для Б-га», и точно так же сказано о Субботе, наступающей каждые семь дней: «Суббота для Б-га». Ведь семилетний цикл подобен семидневному, и, прежде всего, — первому семидневному циклу в истории, т.е. семи дням Творения. И поэтому, поскольку в третий и шестой дни Творения дважды сказано «ибо хорошо (ки тов - כי טוב)», то и в третий и шестой годы семилетнего цикла было отличие в отделении десятины: именно в эти два года вместо т.н. «второй десятины», которую должны были съедать сами хозяева в Йерушалаиме, следовало отделять десятину для бедных. Это и называется «двойным благом» (ведь тут не только исполняется Воля Творца, исполняется Его заповедь, но и даётся помощь другим людям).

Задумаемся ещё над одной параллелью между Святым Днём и Святым Годом: так же, как невозможно продать неевреям Святую Субботу, и, таким образом, разрешить себе её нарушать, так и от заповедей Седьмого года недостойно отделываться с помощью торговли с иноплеменниками. 

раввин Исроэль Зельман