Слово Торы: глава «Балак»

Недельная главаОдной из главных проблем главы традиционно считается кажущаяся перемена Отношения Создателя к антисемитскому походу мидьянского пророка и колдуна Билама. Сначала Творец приказал Биламу: «Не ходи… и не проклинай народ, ибо он благословен». Позднее же, когда к Биламу пришли вторые, более важные послы из Моава, Творец вдруг изменил приказ: «Если позвать тебя пришли люди, встань, иди с ними». После этого, однако, сказано: «И возгорелся Гнев Б-га на него за то, что он пошёл». Классическое объяснение этих перемен связано с известным талмудическим правилом: по дороге, по которой человек хочет пойти, его ведут (т.е. поскольку злодей Билам упорствовал, Творец пошёл ему навстречу, несмотря на то, что весь поход за проклятием был преступлением, губительным для самого Билама).

Раби Меир-Симха («Мешех Хохма») даёт следующий короткий комментарий, обращая внимание, что только второе Обращение Творца было ночью, а про первое этого не сказано: «Когда говорится о втором пророчестве, сказано, что оно было ночью, т.е., как и большинство ночных видений, было сомнительным и облеченным силой воображения (коах hа-медаме - כח המדמה), что довольно часто бывает связано с ошибочным, даже ложным впечатлением.

И поэтому Биламу следовало воспользоваться правилом логики, согласно которому «сомнительное» не искореняет «несомненное» (эйн сафек моци мидей вадай - אין ספק מוציא מידי ודאי), и отменить поход против евреев (как ему и было сказано в первом не ночном Обращении Творца); он же, наоборот, обрадовался, что можно положиться на сомнительное ночное сообщение, и пошёл проклинать народ Израиля.

Кроме того, Билам, согласившийся пойти, не сообщил никому из посланников из Моава, пригласивших его проклинать евреев, что получил прямой приказ «не проклинай народ»: он не раз повторил, что будет «делать только то, что скажет Б-г», однако ясного ответа, полученного свыше, моавитские посланники от него не услышали.

Поэтому Творец разгневался на Билама».    

Раввин Исроэль Зельман