Слово Торы: глава «Балак»

Недельная глава«И пришёл Б-г к Биламу, и сказал: кто люди эти у тебя?»

Неожиданный вопрос, заданный Биламу, разъясняет р. Бехаи: «Откровение это было [у Билама] из уважения к народу Израиля, ибо мы находим в Писании, что Присутствие Б-га открывается простакам (ле-hедьётот — להדיוטות) ради праведников, как то, что сказано (Берешит, 31): «И пришёл Б-г к Лавану-арамейцу во сне ночном», и так же (Берешит, 20): «И пришёл Б-г к Авимелеху».

Во всём Писании мы находим, что Б-г задаёт вопросы только злодеям, которых желает ввести в заблуждение, чтобы совершенно погубить. И так сказано (Иов, 12): «Заставляет ошибиться народы и губит их». И так написано о Каине: «Где Эвель, брат твой?» Поскольку Каин отрицал Слежение (hашгаха — השגחה) [Б-га за миром], и сказал, что «нету суда, и нету Судьи, и нету мира последующего», Б-г пожелал ввести его в заблуждение, спросив так, как будто не знает, где Эвель. И так же тут с Биламом – пожелал спросить его (кто эти люди), чтобы ввести его в заблуждение, чтобы он подумал, что Б-г «временами знает, а временами не знает» (т. е. иногда не знает, что происходит в «нижнем мире»).

И так сказано в Мидраше на стих из «Притч» (гл. 28) «вводит в ошибку злодеев и т. д.»: «Сначала народы мира были отстранены от разврата (гдурим бе-араёт — גדורים בעריות), но восстал Билам и ввёл всех в заблуждение разврата (подослав девушек для соблазнения евреев). И так же, как он ввёл других в заблуждение, так и Б-г ввёл его в заблуждение, чтобы он подумал, что Б-г иногда не знает, что происходит…»

Первое, на что следует обратить внимание – «неправильный» порядок цитирования отрывков из Книги «Берешит» о злодеях, к которым обращался Б-г ради праведников: история с Авимелехом произошла гораздо раньше, чем с Лаваном. Видимо, р. Бехаи ставит на первое место случай с Лаваном, чтобы намекнуть на особую связь с Биламом: в Мидраше Танхума (в гл. «Вайеце») приводится, что Лаван и Билам – одно и то же лицо, а в книге «Шней Лухот hа-Брит» разъясняется, что Билам имел ту же душу, что и Лаван.

Вторая часть комментария глубокомысленно связывает два заблуждения: греха разврата (то, во что вверг народы Билам) и «временных отключений» Б-жественного Всеведения (к чему его – в качестве наказания – «подталкивал» вопрос Б-га)…

Раввин Исроэль Зельман