Слово Торы: глава «Ахарей Мот»

Недельная глава«И поставит Аарон на двух козлов жребии: жребий один – для Б-га, и жребий один – для Азазеля… а козёл, что поднялся на него жребий для Азазеля, постоит живым перед Б-гом – искупить за него, послать его к Азазелю в пустыню».

Рабейну Бехаи пишет о загадке «козла отпущения»: «Намерение Торы – не принести жертву «Азазелю», не дай Б-г, ибо всякий, кто служит, должен направлять молитву свою и служение своё только к Святому, благословен Он, Одному, как написано (Шмот, 22): «Жертвующий божествам уничтожится, если [жертвует] не Б-гу Одному». А если направит к посредникам, его служение не принимается и его жертва не желанна, ведь это – (Мишлей, 21): «Жертва злодеев – мерзость». И таково дело всех жертвоприношений, в которых мы обязаны направлять мысль только к Б-гу Одному…

Поэтому эти козлы – оба – дар Б-гу, и поэтому коhэн распределял их изначально с помощью жребия, поскольку всё, что определяется с помощью жребия, — это доля Б-га, как написано (Мишлей, 16): «За пазуху будет положен жребий, и от Б-га весь закон его». Ведь если бы коhен устно посвящал козлов, и говорил: «Этот для Б-га, а этот для Азазеля», он бы уровнял их, и это было бы подобно служению Азазелю. И сказали мудрецы (Йома, 41), что если не сделал жребия, то не сделал ничего (всякий другой способ выбора козлов не засчитывается), поскольку без жребия невозможно…

Поэтому козёл этот даётся «Азазелю» («обвинителю еврейского народа») не от нас, а от Б-га – до того, что если жребий для Азазеля выпадал на козла, стоявшего справа от коhена, нельзя было менять положение козла (переставлять налево, чтобы справа оказался тот, который «для Б-га»). Ибо спросили (Йома, 40), можно ли переставить козлов после жребия, и р. Акива ответил: «Не давайте повода отступникам бунтовать!» Ведь если бы козлов поменяли, сказали бы вероотступники, что «Азазель» — это отдельная сила, и есть нечто сильней её, и поэтому коhен поставил более важную силу на правую сторону. А на самом деле – всё это приказ Б-га, и делается от Него».

Отмечаем, кроме самого способа объяснить «козла отпущения», деталь: любой, кто обращается в молитве и служении к посредникам (природным объектам, ангелам, людям) подпадает под проклятие Торы: «Жертвующий божествам уничтожится».

Раввин Исроэль Зельман