Слово Торы: глава «Аазину»

Недельная главаО связи народа Книги с Создателем в знаменитой Песне сказано так: «Ибо Доля Б-га – народ Его, Яаков – жребий («хевель» [חבל], т. е., буквально – «верёвка») наследия Его».

В стихе употреблены три понятия – «доля», «жребий», «наследие». Раби Меир-Симха («Мешех Хохма») разъясняет, как именно они показывают соединение народа в Творцом.

«Как известно, «доля» обычно выделяется согласно уровню, значению её получателя. «Жребий», напротив, содержит элемент случайности. Когда же распределяется «наследство», во многих случаях права всех получателей равны (например, когда нет первенца, берущего двойную долю).

Так произошло в истории создания нашего народа. Авраам, когда выделял доли для сыновей, дал каждому то, что именно ему причиталось: Ицхак, бывший сыном праведницы и пророчицы Сары, получил основную часть, Ишмаэль получил иную долю… В следующем поколении оба претендента – и Яаков, и Эсав – были сыновьями праведника и праведницы. И, как будто в результате жребия (тут р. Меир-Симха явно намекает на историю с переодеванием Яакова в одежды Эсава и «слепым выбором» Ицхака), был выбран Яаков. И, наконец, все двенадцать сыновей Яакова были одинаково достойны, и то, что было передано им, называется наследство…

И так сказано в утренней молитве (именно в отрывке, где упоминается заслуга праотцов): «Как хороша доля наша, как приятен жребий наш, как прекрасно наследство наше».

Глава «Аазину» традиционно читается перед главным днём года. В Йом Кипур, как известно, решается судьба почти каждого из нас (за исключением совершенных праведников и законченных злодеев – им приговор выносится сразу в Рош hа-Шана). Пусть же Заслуга трёх основателей народа, передавших долю, жребий и наследство, защитит их потомков – нынешних носителей Традиции – на Высшем Суде.

Гмар Хатима Това – Благой Подписи приговора!

Раввин Исроэль Зельман