Слово Торы: глава «Аазину»

Недельная глава«Скала, целостно Деяние Его, ибо все пути его – Закон, Б-г веры, и нет несправедливости, Праведен и Прям Он».

В одном из объяснений этого особенного восхваления Б-га р. Бехаи пишет: «Поскольку этот день (когда Моше говорил главу «Аазину») был днём его смерти, принял на себя справедливость высшего суда, сказав, что «все пути его – Закон», даже смерть.

Слова «Б-г веры» означают, что Творец верен обещанию воздать человеку за его праведность в мире душ, а слова «нет несправедливости» намекают на посмертное наказание за преступления.

Фраза «Праведен и Прям Он» связана с ещё двумя мирами – временем оживления мёртвых для суда и т. н. «будущим миром» (эрой исправленного человечества).

Обо всех этих мирах сказано в стихе царя Шломо, который прославляет Мудрость, изучаемую человеком (Мишлей, 6): «В хождении твоём она направит тебя», — в этом мире, «когда ты ляжешь, сохранит тебя», — в мире душ, «и ты пробудишься», — при оживлении мёртвых, «и она заговорит за тебя», — в «будущем» мире.

Так же и в этом стихе («Скала и т. д.») говорится об этих четырёх мирах, и так верно установлено читать этот стих во время погребения при принятии родственниками Б-жественной Справедливости (Цидук hа-Дин - צידוק הדין).

И ещё можно сказать, что Моше, принимая на себя приговор Творца (умереть до входа евреев в Святую Землю),произнёс слово «скала», поскольку хотел восславить Б-га именно в том, в чём был виноват, в том, где согрешил (основная причина смерти Моше до входа в Землю – т.н. «воды ссоры», т.е. грех, совершённый у скалы)…»

Высший уровень признания Б-жественной Истины показывается человеком, когда он восхваляет Создателя прежде всего за наказания, т.е. не просто терпит лишения, пережидает беду, а именно воздаёт хвалу за карающую Справедливость, даже когда она лично для него оборачивается страданием.

Людей, которые ведут себя так в нашем мире, как правило, ждут духовные награды в трёх последующих мирах.

 Раввин Исроэль Зельман