Россия: доставка с надбавкой

ТаможняФедеральная таможенная служба (ФТС) хочет брать 10% с каждой покупки, сделанной в зарубежном интернет-магазине. Однако любителей заниматься шопингом на зарубежных сайтах это вряд ли спугнет. Одни товары в России просто не найти, а другие там все равно дешевле, даже с учетом новой возможной пошлины.

Федеральная таможенная служба предлагает ввести 10-процентную таможенную пошлину с каждой международной посылки, отправленной интернет-магазинами, сообщил и. о. начальника Московской таможни Центрального таможенного управления Александр Дуров. Это также подтвердили в пресс-службе ФТС, передает ИТАР-ТАСС.

В настоящее время пошлиной в размере 30% от таможенной стоимости товаров, но не менее 4 евро за 1 кг их веса, облагаются только те посылки, задекларированная стоимость которых превышает 1000 долларов и общий вес которых более 31 кг.

По словам Дурова, сейчас идет общественное обсуждение возможности введения спецпошлины для всех посылок из-за границы. Ее размер может составить от 1 до 10% в зависимости от результатов обсуждения. 

«Мы затрачиваем силы и средства неадекватные конечному экономическому эффекту. Поэтому сейчас обсуждается предложение по введению пошлин, которые будут уплачивать покупатели», – отметил Дуров.

интернет-торговляОдним из положительных моментов такого решения может стать пополнение федерального бюджета. Так, по данным Дурова, объем посылок, прошедших через Московскую таможню, превысил 7 млн отправлений. Средняя стоимость каждой посылки составила 400 евро. Таким образом, объем интернет-торговли, с которым имеет дело только Московская таможня, превышает 2,8 млрд евро. Введение 10-процентной пошлины с каждой посылки от интернет-магазина должно принести в бюджет до 280 млн евро, посчитал он.

Кроме того, введение пошлин может помочь увеличить конкурентоспособность российских онлайн-магазинов, считает совладелец и председатель совета директоров компании Qiwi Борис Ким. По его словам, в настоящее время западные торговые интернет-площадки не платят налоги и дополнительные пошлины, а стоимость товаров у них меньше, поэтому если пошлины будут введены, то и конечная стоимость товаров будет выше.

С другой стороны, для конечных потребителей это может иметь негативный эффект, потому что некоторые категории товаров в российских онлайн-магазинах не представлены, предупреждает он.

Однако президент Национальной ассоциации интернет-торговли Александр Иванов считает, что введение пошлины мало повлияет на развитие отечественной отрасли интернет-торговли.

«Есть две группы людей, которые покупают товары в зарубежных интернет-магазинах. Одна из них, очень многочисленная, покупает, потому что дешево, при введении любой, даже 20-процентной пошлины цена товара будет меньше, чем если бы покупка совершалась в российских магазинах. А вторая группа, малочисленная, покупает товары, которых в российских интернет-магазинах просто нет, поэтому они и будут продолжать покупать товары в зарубежных интернет-магазинах», – пояснил Иванов.

Попытка купить некоторые товары на сайтах иностранных магазинов с учетом 10-процентной пошлины показала, что даже с пошлиной цены там выглядят намного привлекательней, чем в российских онлайн-магазинах. К примеру, Samsung Galaxy S III на Amazon.com сейчас можно купить со скидкой за 380 долларов или за 12 200 рублей, а в российском интернет-магазине Samsung.1click.ru – за 15 490 рублей, и это тоже со скидкой. Даже с 10-процентной таможенной пошлиной, которая составит 1220 рублей, телефон дешевле купить на Amazon. 

Блогер T-itanium, активно занимающийся шопингом в зарубежных интернет-магазинах, решил купить недорогие швейцарские часы Skagen, которые в интернет-магазинах Санкт-Петербурга предлагали за 4600 рублей, а он нашел в зарубежном Jomashop за 58 долларов. С доставкой часы вышли по цене в 97 долларов, или 3100 рублей, однако это все равно дешевле, чем в России. И 10-процентная пошлина, которая с суммы самого товара составила бы всего 186 рублей, погоды не делает. Все равно выгоднее покупать на зарубежном сайте.

Можно привести пример с покупкой миксера Kitchen Aid Artisa в германском магазине Culinaris, где он продавался с несколькими насадками, в том числе с насадкой-мясорубкой и дополнительной чашей. Итоговая цена с доставкой составила около 25 тыс. рублей, что на 15 тыс. меньше аналогичного набора в российских магазинах. 2500 рублей в виде 10% пошлины опять некритично заплатить, экономия все равно будет внушительней.

Между тем российский рынок онлайн-торговли в России в целом развивается очень динамично. По прогнозу McKinsey & Co, к 2014 году его объем вырастет до 25 млрд рублей. В том числе благодаря тому, что на российский рынок стали активно выходить международные интернет-ретейлеры. Недавно запустился русскоязычные сайты eBay и крупнейшего британского онлайн-магазина одежды и обуви Asos. В ближайшее время в Рунет собирается выходить и Amazon.

Иностранных онлайн-ретейлеров привлекает ежегодный рост e-commerce в России минимум на 25–35% в год. По данным Data Insight, оборот всех российских интернет-ретейлеров в 2012 году составил 405 млрд рублей, в том числе 280 млрд рублей пришлось на материальные товары, то есть не на билеты и купоны, а на книги, одежду и т. п.

Ольга Самофалова, Взгляд