Паганини ХХ века

Леонид КоганВеликий виртуоз ХХ века Леонид Коган,  как писали журналисты, «…родился со скрипкой в руках». Помню,  в  60-ые годы мы, студенты-музыканты, до хрипоты спорили кто из двух скрипачей лучше — Ойстрах или Коган. Позже  понял, что это  бессмысленный спор. Они оба великие, хотя и разные. Если Ойстрах скрипач лирический, тонкий, эмоциональный, то Коган — талант драматический, конфликтный, решительный. Он в определённом смысле антипод Давида Фёдоровича. Его исполнение, как отмечали рецензенты, отмечалось « …бурной динамикой, патетической приподнятостью, огненным темпераментом, смелыми контрастами».

Леонид Коган родился 14 ноября 1924 года в Екатеринославле (Днепропетровск) в еврейской семье фотографа Бориса Семёновича и Софьи Львовны Коган. В 6 лет родители отдали его в местное, музыкальное училище в класс скрипки Феликса Ямпольского (ученика Л. Ауэра) и сразу малыш проявил исключительные способности. В 9 лет мальчик получил первую премию на конкурсе юных талантов в Харькове, а в 10 лет Лёню привезли в Москву и он начинает учиться в только что открывшейся при консерватории Центральной музыкальной школе (ЦМШ) для одарённых детей. Учителем его становится по странному стечению обстоятельств однофамилец и ученик  Феликса Ямпольского, профессор Абрам Ильич Ямпольский, прекрасный музыкант и педагог.

Абрам Ильич так привязался к своему ученику, что мальчик стал жить не в интернате при школе, как другие иногородние дети, а у него дома. Это, безусловно, пошло на пользу будущему великому музыканту.

Обучение в консерватории. Концертная деятельность.

Ямпольский считал, что выступление в концертах способствует развитию таланта  любимого ученика и использовал любую возможность для публичных выступлений. Наиболее известен концерт 16-летнего скрипача в большом зале московской консерватории. Лёня Коган с большим успехом исполнил с оркестром Концерт Брамса. Имя юного скрипача становится известным в музыкальных кругах.

Коган и Хачатурян.

В 1943 году начинается дружба двух великих музыкантов — совсем ещё мальчика 18-летнего Леонида Когана и уже известного тогда композитора Арама Хачатуряна. Произошло это так. В то время Леонид, как ученик центральной музыкальной школы при консерватории, находился в эвакуации, в Пензе. Ему исполнилось 18 лет и мальчика должны были забрать в армию. По совету Ямпольского Лёня едет в Москву и приходит домой в Араму Ильичу. Хачатурян открывает дверь и видит перед собой наголо обритого молодого человека со скрипкой. «Могу я сыграть Вам ?», — говорит он и играет только недавно написанный Первый Концерт Хачатуряна. Композитор сразу понял, что перед ним исключительно талантливый юноша и позвонил Микояну. «Вы уверены, -спросил Микоян,- что освобождение от армии так необходимо?» «Да, -отвечает композитор. -Совершенно уверен. Он будет гордостью Советского Союза».

Забегая вперёд, скажу, что дружба  музыкантов продолжалась всю жизнь. Есть свидетельства, что свой Третий Концерт Хачатурян собирался посвятить (второй Концерт был посвящён Ойстраху) Леониду Когану. Этому помешала смерть композитора.

Итак, в 1943 году, в разгар войны, Когана, благодаря поддержке Хачатуряна, не  призывают в армию, а он становится студентом московской консерватории и даёт концерт в только что освобождённом Ленинграде. Ещё будучи студентом, юный скрипач становится солистом Московской          филармонии и концертирует по всей стране от Таллина до Улан-Батора. В 1947 году Коган завоёвывает первую премию на  международном фестивале в Праге. В 1949 году он оканчивает консерваторию и поступает в аспирантуру.

Наиболее известный концерт этого периода стал своеобразной сенсацией: Коган исполнил в одном концерте 24 каприса Паганини, пьесу высшей виртуозной трудности.

«Послать лучших музыкантов  и взять первые места».

В начале 1951 года Сталин получает депешу от престарелой бельгийской королевы Елизаветы, которая почему-то особенно хорошо относилась к вождю народов. В этом письме королева напоминает Иосифу Виссарионовичу о блестящей победе советских скрипачей в Брюсселе в 1938 году и призывает его снова прислать музыкантов на конкурс. И тогда Сталин отсылает министру культуры Демичеву записку-приказ, вынесенную в подзаголовок: «Послать лучших музыкантов и взять первые места». До этого момента власти не собирались посылать в Брюссель Леонида Когана. Но теперь всё менялось. Начинается дикая суета. Невыполнение приказа в те годы могло иметь  весьма серьёзные последствия. Когана снимают прямо с поезда (он ехал на гастроли по Союзу) и привозят в Москву. Оставалось всего три недели до серьёзнейшего конкурса и требовалось разучить специальную программу. Требование Сталина занять первые места создавало исключительно нервозную обстановку, которая увеличивало волнение великого скрипача. Достаточно сказать, что перед третьим туром к Леониду Борисовичу подошёл посол СССР в Бельгии и сказал: «Вы должны взять первое место. Иначе у всех у нас полетят головы». Всё кончилось благополучно. Леонид Коган завоевал первое место. После третьего тура председатель жюри блестящий скрипач, всегда невозмутимый  Жак Тибо воскликнул: «Кажется никто и никогда так не играл на скрипке!».

«Каждый концерт как последний».

С начала 50-х годов и до конца жизни Леонид Коган даёт концерты, как в Союзе, так и по всему миру. Слова, вынесенные в заголовок, не раз говорил Коган своим детям, которые тоже стали музыкантами, Павлу и Нине. Они вспоминают: «В день концерта папа был сдержан и серьёзен. В этот день он придерживался строго определённого порядка. Утром — многочасовая репетиция. Потом обязательный сон, во время которого нам категорически запрещалось шуметь». Коротко хочу вспомнить наиболее важные выступления великого скрипача. В марте 1955 года – несколько выступлений в Париже. «Сейчас в мире мало таких артистов, которые могли бы сравниться с Коганом по техническому совершенству и богатству звуковой палитры»,- пишет французский музыкальный критик после одного из таких концертов. Важное событие в музыкальной жизни Москвы в 1956-57 г.г. — исполнение масштабного цикла: «Развитие скрипичного концерта». Леонид Коган повторяет музыкальный подвиг Давида Ойстраха и в течение 6 вечеров исполнил 18 концертов.  Вторая половина 50-х годов проходит в постоянных, воистину, триумфальных  гастролях по всему миру: Бразилия, Чили, Японии, Франции, США. После исполнения Концерта Брамса в Карнеги-холл в Нью-Йорке (зале, где играют самые великие музыканты) рецензент одной из газет написал: «Мне никогда не доводилось слушать скрипача, который делал бы так мало, чтобы произвести впечатление на публику и так много, чтобы донести до неё исполняемую музыку… У него только ему свойственный поэтический, утончённый, музыкальный темперамент…». Выступление Когана в Японии в 1958 г. тоже прошло с огромным успехом и было оценено как самое крупное музыкальное событие сезона.

Из гастрольных поездок 60-70 г.г. отметим концерты из произведений Хачатуряна (вместе с Коганом приехал автор) на Кубе, гастроли в Новой Зеландии и второе турне по США. В Новой Зеландии местная газета описала забавный эпизод. Скрипач занимался перед концертом весь вечер. В той же гостинице в то время находилась футбольная команда. Футболисты поднялись в номер к Когану и, не зная, что тот не говорит по-английски, один из них сказал примерно так: «Кончай, браток, баловаться со своей балалайкой. Дай нам подрыхнуть». Леонид полагая, что имеет дело с любителями музыки, исполнил в ответ весёлую моцартовскую пьесу. «Команда, пишет газета, — в беспорядке отступила».

В 60-70-ые годы Коган выступает по всему миру с величайшими музыкантами — Пьером Монте, Шарлем Брюкком, Артуром Рубинштейном, некоторыми другими. Музыкальные крнтики ставят его в один ряд с Ойстрахом, Менухиным, Хейфецем.

Коган, как и Ойстрах, отличный педагог. Среди его учеников такие замечательные скрипачи, лауреаты международных конкурсов, как В. Жук, И.Яшвили, С Кравченко, А.Корсаков, Е. Сато, М.Фудзикава и другие.

В эти же годы начинается увлечение камерным жанром. Большую популярность получает трио: Леонид Коган, Мстислава Ростропович и Эмиль Гилельс. Великий скрипач часто выступает в концертах в дуэте с женой, замечательной скрипачкой Елизаветой Гилельс (родной сестрой великого Эмиля Григорьевича) Позже их дуэт перерастает в трио с сыном — Павлом Коганом. Наиболее известное выступление трио — исполнение Концерта для трёх скрипок итальянского композитора Франко Манино, на которое приезжает автор. В эти же годы начинается долгое и плодотворное сотрудничество с Московским камерным оркестром под руководством Рудольфа Баршая ( впоследствии эмигрироваашего на Запад).

Крепостной музыкант.

Леонид Коган, как и Давид Ойстрах, были одними из немногих выездных музыкантов, тем более, музыкантов-евреев. Тут, собственно, у властей         не было выбора: два великих музыканта представляли за рубежом Советский Союз так, как это не мог бы сделать никто другой. Но, с другой стороны, можно, без большого преувеличения, назвать Леонида Когана крепостным музыкантом. Не только при Сталине, но и при Хрущёве и при Брежневе, он постоянно находился в строгих идеологических рамках, а, подчас, и кандалах. Что я имею в виду? Ну, во-первых, обязательное утверждение репертуара гастролей.  Был случай, когда Когану «эксперты» из КГБ запретили играть в Париже даже цикл бетховенских сонат: «Если Вы играете сонаты зарубежного автора, то должны сыграть и кого-нибудь из советских композиторов». Объяснить  «специалистам», что цикл есть цикл и невозможно его чем-то разбавить, было невозможно.

Во-вторых, по строго установленному правилу, артист не должен был проводить за рубежом более 90 дней в году. Видимо, чтобы не попасть под буржуазное влияние  Запада. Однажды Леонид Коган наивно попытался возразить и послал в ЦК КПСС записку с просьбой разрешить ему пробыть за рубежом дольше этого срока. Причём мотивировал он это возможностью заработать больше валюты для страны. В результате гениальному скрипачу на полтора года вообще запретили выезд за границу. 

И, наконец, в-третьих, строго отслеживалось, чтобы члены семьи Коганов не выезжали за рубеж вместе. Это создавало массу трудностей в планировании гастролей. Но на уступки власти не шли. Предполагалось, что такой режим выезда не даст им возможность стать невозвращенцами. Власти были уверены и, конечно, имели на то основания, что многие мечтают вырваться из государства победившего социализма.

Коган и Паганини.

Как Венявского журналисты называли «Паганини 19 века» , так Леонида Когана «Паганини ХХ века». Действительно, у этих скрипачей в манере игры было много общего. После исполнения в Москве 24-х каприсов Паганини один из рецензентов писал: «Было ощущение, что на сцене играет сам Паганини». Не случайно Когана приглашали в кино сыграть роль Паганини, а позже он озвучивал игру маэстро в фильме «Николо Паганини». Поэтому особенно символичным и значительным событием в музыкальной жизни было разрешение Когану в 1978 году сыграть на скрипке  итальянского скрипача.

Счастливая смерть.

Умер Леонид Коган 12 декабря 1982 года в ночной электричке в Мытищах от сердечного приступа. Он ехал в Ярославль, где должен был играть вместе с сыном. Скрипачу, родившемуся со скрипкой в руке, было всего 58 лет. Как говорят врачи, смерть наступила во сне, и, наверно, правы журналисты, которые назвали такую смерть счастливой.

Лев Мадорский