О еврейской каллиграфии

Искусство сакральной тайнописи

По еврейской Традиции, одной из древнейших в истории человечества, насчитывающей почти четыре тысячи лет, в системе мироздания наблюдается процесс усиления и ослабления концентрации присутствия Высшей Силы – Бога. Это усиление и ослабление духовности ощущается людьми особо чувствительного склада как вибрации мирового «настроения», выражающиеся во взаимодействии двух основных сил: Добра и Зла. В максимальной концентрации духовность приобретает сущность доброго, безграничного, льющегося на всех и вся потока света – Хе́седа; а в минимальной — образ темной точки, ограничивающей бесконечное пространство Добра, привносящей и Зло. Это ограничивающее, сдерживающее качество – Гвура́. Такие сложнейшие процессы придают смысл и значимость всё собою заполняющему доброму потоку света, а также подготавливают и укрепляют сосуды для восприятия более объёмных порций блага. Зло — не антипод Добра, как это часто трактуется, а его реальное дополнение. Взаимодействие Добра и Зла символически обозначается кругом или еврейской буквой «СА́МЕХ» — «ס». Подразумевается непрерывность цикла бытия, в котором сложнейшие процессы «запряжены» в одну упряжку. 

hebrew-calligraphy_modul_smallНаиболее наглядно взаимоотношения сил Добра и Зла «проявляются» в древнееврейской графике. Светлый фон бумаги, пергамента, кусков кожи отражает в себе бесконечный глубинный смысл, который никто и никогда не сможет постичь в полной мере, — так как невозможно постичь и дать рациональные объяснения существованию и распространению Добра в Универсуме. Графически формирующая все без исключения еврейские буквы тёмная точка или буква «ЙЮД» — «י», а также определённая последовательность букв подряд в тексте, букв — в словах, а слов — в предложениях, в которых верно расставлены акценты, позволяют ограничить бесконечный смысл до конкретного и приемлемого для данного времени и поколения людей информационного послания.

Еврейская мудрость утверждает, что земная разговорная речь и письменность являются лишь имитацией тончайшей духовной транзакции Творца и творений, в которой буквы, сменяя одна другую, следуют непрерывно («בראשיתברא»), сливаясь в один, едва уловимый, звук. Это позволяет утверждать, что бесконечная последовательность сменяющих друг друга букв, поде́ленная на понятные для людей смысловые отрывки, содержит в себе также и иные смыслы, о которых непосвящённые могут только догадываться…

Графический дизайн

Дизайн сакральной древнееврейской графики учит обращать внимание на детали, в которых таятся едва заметные колебания духовной «эссенции». Мир тонких материй чрезвычайно хрупок и неуловим для мастера-каллиграфа, не обладающего квалификацией софера-СТаМ (абр. – Свиток Торы, Тфилин, Мезуза). Один неверный росчерк пера может нарушить невыразимую гармонию, присутствующую в каждой букве – следует всегда помнить об этом! 

hebrew-calligraphy_tsadi_mezuzaГрафическое изображение каждой отдельно взятой еврейской буквы распадается на фрагменты, фрагменты на элементы, повествующие о свойствах и состоянии духовного объекта. Последовательность букв в слове говорит о связи объектов и их взаимопроникновении, создающем неповторимый оттенок. Сочетание слов повествует о сложном целостном духовном процессе, привносимом рукою мастера из мира потустороннего в мир материального воплощения. Отождествление собственного «я» с буквой или словом означает подъём на духовный уровень созерцаемых объектов, ибо земной смысл указывает на его духовный корень, уходящий в мир трансцендентный.

В сакральной древнееврейской письменности каждая буква вырисовывается рукою мастера отдельно – что подчеркивает её независимость и значимость. По тысячелетней традиции, каждая буква должна быть окружена со всех сторон светлым фоном пергамента. Средства исполнения древнееврейского сакрального письма (перья) не содержат в себе каких-либо металлических частей, так как из металла создаются средства разрушения и уничтожения — что противоречит духу древнееврейской письменности, несущей в себе печать позитивной, созидательной энергетики. Древнееврейская мудрость, подчёркивая созидательную сущность эзотерического письма, утверждает, что мироздание сотворено посредством 22 букв еврейского алфавита. Творец, создавая архитектуру мира, упорядочивал буквы в «генетическую цепочку», содержащую всю полноту информации о материальных и духовных аспектах творения, идя по пути справа налево…

Аркадий Барановский

Написание каллиграфом буквы «Алеф»

Иллюстрации и видео взяты в студии Авраама Борщевского — borshevsky.com