• Home »
  • Религия »
  • На злобу дня: кашерны ли сегодняшние вина, изготовленные неевреями?

На злобу дня: кашерны ли сегодняшние вина, изготовленные неевреями?

В свое время р. Моше Иссерлесу (1535-1572) был задан следующий вопрос: «В последнее время среди моравских евреев достаточно распространен обычай пить вино, изготовленное неевреями («стам йайнам»). И раввины в открытую не возражают против этого. Есть ли источники, на которые могли бы сослаться те, кто так поступает?»(1). 

В своем респонсе р. Иссерлес писал: И полагаю я, что тем, кто относятся к этой практике снисходительно, есть на что опереться.

Попробуем и мы найти обоснование «подобной практике».

Говоря о нееврейском вине, Талмуд упоминает два его вида:

1.»Яйн несах» — вино, употребляемое для возлияния в языческом культе;

2. «Стам яйнам» — вино, изготовленное неевреем для употребления в пищу.

виноОтносительно «яйн несах», уже гаоны, а так же большинство более поздних авторитетов полагали, что в наши дни неевреи уже не используют вино для возлияния идолам(2). Таким образом, данную категорию вин в наши дни можно считать практически несуществующей. И поэтому все нееврейские вина, поступающие в продажу, можно считать относящимися к категории «стам яйнам».

Никто сегодня не спорит, что подобное вино можно использовать с целью получение выгоды («мутар бе-онаа»)(3). Однако возникает вопрос: можно ли его так же и пить?

В мишне Авода Зара 2:6 мы читаем: «Вот нееврейские изделия, которые запрещены в пищу, хотя можно извлекать из них выгоду: их хлеб и их оливковое масло <…> и вареная еда». Согласно объяснению Гемары и Раши данные запреты были установлены «из-за брака», т.е. из опасения, что, встречаясь за общей трапезой, евреи и неевреи будут слишком плотно общаться, что в конечном итоге приведет к смешанным бракам(4).

В предыдущей мишне (2:5) сказано следующее: «Вот нееврейские изделия, запрещенные в пищу, из которых нельзя так же извлекать выгоду: вино…». Как объясняет Раши, данный запрет связан с тем, что «есть подозрение, что неевреи используют это вино для возлияния идолам». Однако в наши дни, когда неевреи не занимаются возлияниями, нееврейское вино запрещено «из-за брака», т.е. во избежание смешанных браков.

Важно отметить, что относительно четырех вышеперечисленных продуктов, запрещенных «из-за брака», до наших дней дожил только запрет на вино.

Запрет на употребление нееврейского масла был отменен р. Иудой а-Наси, поскольку большинство евреев не приняло этот запрет(5).

Хлеб, испеченный неевреем, был разрешен р. Иудой. Как сказано в Иерусалимском Талмуде (Авода Зара 41д): Даже в тех местах, где нет еврейского хлеба, нееврейский хлеб должен бы был быть запрещен. Однако закон этот игнорировался, поэтому пришлось разрешить нееврейский хлеб, поскольку «жизнь заставила»". Комментаторы полагают, что и в данном случае запрет не был признан большинством евреев(6).

Запрет есть сваренное неевреем («шелакот») является очень древним, он даже древнее запрета на нееврейский хлеб. Согласно р. Иуде а-Наси, «шелакот» запрещен в пищу. Однако впоследствии раввины существенно сузили этот запрет, во-первых, они разрешили есть сваренные неевреем овощи и фрукты, если их можно есть так же сырыми. А во-вторых, были разрешены так же любые блюда, которые «не подают на стол царя». В наши дни, почти во всех еврейских домах к «нееврейской варке» относятся даже еще более снисходительно. Это особенно заметно в отношении консервов.

Аналогичная тенденция прослеживается и по отношению к нееврейскому вину. Изначально было запрещено извлекать из него любую выгоду. Однако по мере того, как неевреи отказывались от возлияний идолам, позиция раввинов становилась более снисходительной, в частности, было разрешено извлекать из этого вина прибыль (хотя и не пить его). Подобная практика была легализована в первую очередь во Франции, где неевреи часто выплачивали свои долги евреям вином(8).

В наши дни, на наш взгляд, мы можем так же разрешить пить вино, изготовленное на больших фабриках. На современных предприятиях, производство вина полностью механизировано (причем конкуренция заставляет производителей внедрять все более современные технологии). Начиная с момента загрузки винограда в давильни и до конца процесса, когда вино уже разлито в бутылки, закупорено и запечатано, ни один человек вина не касается (9).

Исключением являются лишь некоторые процедуры, о которых далее.

В современном винном производстве эксперты берут на разных этапах пробы вина, с целью проверить различные его качества. Разумеется, это всегда делается при помощи того или иного приспособления, например, черпака, без непосредственного «контакта» между человеком и вином.

Р. Яков Кастро (1525-1612, Египет), писал в своей книге «Эрех Лехем»(124:7):

Караим не делает вино запрещенным, коснувшись его. Однако есть основание запретить это вино, пока караим не даст клятву, что его не трогал нееврей. Подобной клятвы, впрочем, достаточно, поскольку караимы очень серьезно относятся к своим клятвам, хотя и не видят проблемы в том, чтобы нееврей коснулся вина. Такого мнение автора книги «Кавтор у-перах». Однако в наших землях не требуют с караима подобной клятвы. Возможно, это связано с тем, что исмаильтяне, среди которых мы живем — не идолопоклонники.

Ниже (127) р. Кастро писал:

И есть так же те, кто полагает, что в наши дни неевреи не совершают возлияний, и если касаются вина, то их не подозревают, что они хотят совершить возлияние. Поэтому можно пить вино, которого нееврей коснулся утварью.

Р. Рафаэль бен Элазар Мелдола (1754-1828) писал в книге «Маим Рабим»:

Мудрецы прошлого «широко распахнули нам ворота», чтобы мы в наши дни могли извлекать выгоду из вина, которого коснулся нееврей. И поскольку неевреи в наши дни не являются идолопоклонниками, то мы разрешаем пить вино, которого коснулся нееврей, если он сделал это посредством утвари.

Р. Леви ибн Хабиб (1483-1545), респонс 41, разрешил пить вино, которого нееврей коснулся не с целью совершить возлияние. При этом он сослался на мнение р. Меира (Рашбама), который, в свою очередь, ссылался на своего деда, Раши, утверждавшего, что еще гаоны постановили, что неевреи в наши дни возлияний не совершают. Другой раввин, р. Яков Вайль (ум. до 1456), писал (респонс 26):

«Я разрешил пить вино из бочки, в которую рабочий-нееврей окунул свою трость. И это касается любого прикосновения к вину, сделанному не с целью возлияния. И такого было мнение рабейну Тама».

Р. Моше Иссерлис добавляет:

«Во всех местах, где нет поклонения идолам, вино не отличается от иных нееврейских горячительных напитков, о которых сказано в трактате Aвода Зара (31б), что они запрещены во избежании смешанных браков. Однако известно, что р. Папа и р. Ахи их пили. И тот же закон должен был быть применен в наши дни и к вину <т.е. его должны были разрешить, подобно иным спиртным напиткам>. Разумеется, запрет на вино более строгий, нежели на прочие спиртные напитки, поскольку, в отличие от вина, они не были запрещены во времена Мишны, но только позднее, амораями. Но на это мы можем сказать, что излишняя строгость была уместна в те времена, когда еврею было запрещено извлекать выгоду даже из вина, которого нееврей только коснулся. Но в наши дни мы можем относиться к вину так же, как и к прочим спиртным напиткам».

В современном производстве рабочие часто открывают различные краны с целью обеспечить поток вина из одной емкости в другую. Относительно проблем, связанных с этим, р.Иссерлис писал (Йоре деа 124:24):

Можно пить вино, если нееврей вытащил пробку из бочки или заткнул бочку пробкой, если он делал это не с целью совершить возлияние. В наши дни неевреи не считаются идолопоклонниками, поэтому любое их касание априори считается сделанным не для возлияния. Поэтому, если он коснулся вина утварью, даже если он знал, что это именно вино, и сделал это преднамеренно, то можно пить это вино. Хотя и не стоит сообщать это необразованным массам.

Таким образом, поскольку вина, изготовленного на современном винзаводе, никто не касается кроме как разрешенным способом (см. выше), мы можем разрешить его пить.

В наши дни есть еще одно основание для такого подхода. В трактате «Авода Зара» (30а) сказано: «Вино, которое варили, не считается «яйн несах». В соответствии с современной технологией, в наши дни любое вино подвергается пастеризации, и, следовательно, может считаться «вареным». Правда, р. профессор Луис Гимзбург, отвечая на аналогичный вопрос о виноградном соке, писал:

«Виноградный сок не может считаться «вареным вином», поскольку в процессе изготовления его не доводят до точки кипения».

Однако в комментарии «Беер Хетев» к Йоре Деа 123:3 сказано: «Вино считается «вареным», если при подогреве его объем уменьшился». По словам экспертов, объем вина при пастеризации уменьшается. Таким образом, с галахической точки зрения вино считается «вареным», даже если его не довели до точки кипения.

И еще один момент. В наши дни христиане, использующие вино в своих ритуалах (католики и др.) используют только вино, специально изготовленное в ритуальных целях, которое не поступает в открытую продажу. По словам католического священника, занимающего серьезный церковный пост в Бостоне, в богослужении запрещено использовать шампанское, коньяк, бренди и другие крепкие напитки. С другой стороны, те же католики используют в ритуальных целях хлеб и масло, которые разрешили в пищу уже во времена Талмуда.

В заключении хотелось бы сказать следующее:

1. В Израиле существует развитое производство вин, заслуживающих самых высоких оценок авторитетнейших международных экспертов. Экономическое положение религиозных граждан Израиля оставляет желать лучшего. Поэтому еврей, где бы он не жил, может считать выполнением заповеди покупку вина, изготовленного в Святой Земле и являющегося кошерным по всем стандартам.

2. Особенно рекомендуется использовать еврейское вино (прежде всего — изготовленное в Израиле), когда речь идет о соблюдении заповедей.

3. Все, сказанное выше о нееврейском вине, не относится к Песаху. В дни этого праздника необходимо покупать только вино, изготовленное в соответствии с галахой и под наблюдением компетентных раввинов.

Рабби Ниссан Сильверман.

Примечания:

1. Моше Иссерлис, «Шеилот уТшувот», 124. Во многих изданиях данный респонс отсутствует. его можно найти в краковском издании, 1710.

2. См. Тосафот Авода Зара 57б; р. Моше иссерлис, на «Йоре Деа 142″

3. Тосафот Авода Зара 57б; р. Моше иссерлис, на «Йоре Деа 123:1; См. так же Эрех Лехем, 123(Констатинополь, 1718):»Мусульмане не идолопоклонники, поэтому можно извлекать выгоду из их вина/ И есть так же те, кто разрешает и христианское вино».

4.»< Hееврейские > хлеб и масло запретили из-за вина, а вино — из-за дочерей, а дочерей — из-за идолопоклонства» (Авода Зара 36б).

5. Авода Зара 35b.

6. Сефер ха-Эшколь, 2:49

7. См. прим.4

8. См. Махзор Bитри, Hилхот Яйн Несах, 115. См. так же Baron, «Social and religious history of Jews». vol.6.

9. Технология современного промышленного производства вина изложена в книгах «Encyclopedia of chemical technology», «The wine industry», «Wine crowing and wine types» (published by Wine Advisory Board), etc.

Перевод статьи — Евгений Левин.