Кадиш: от молитвы к симфонии…

В наши дни, когда из Украины приходят новости о конфликтах и гражданском противостоянии, полезно подумать о том, что вечно и неизменно. Неизменны любовь к близким, горечь утраты, память о предках и,  – то облегчение и сострадание, которое несут музыка и молитва…

В 2014 году исполняется 70 лет со дня освобождения Одессы от фашистской оккупации и спасения оставшихся в живых узников одесского гетто. Впервые музыканты из разных стран, далеких и близких, – России, Украины, Литвы, Великобритании, Израиля, – объединенные одним душевным настроем, соберутся в Москве, чтобы, обратившись к религиозной традиции, философски  выражаемой через поминально-молитвенный дух «Кадиша», представить публике произведения разных времен и стилей о смысле бытия. 

КадишНа сцену поднялись не просто одарённые и талантливые, но  гениальные исполнители. Каждое из имен имеет широкое мировое признание: Миша МАЙСКИЙ (виолончель), Максим РЫСАНОВ (альт, дирижер), Лукас ГЕНЮШАС (фортепиано), Алексей КУРБАТОВ (фортепиано), Игорь ФЕДОРОВ (кларнет). В концерте приняли участие известные коллективы: Вокальный ансамбль INTRADA, Московская мужская еврейская капелла, Московский камерный оркестр MUSICA VIVA п/у Александра Рудина.

Кадиш-концерт «От молитвы к симфонии» – музыкальное путешествие через эпохи и жанры. Великих музыкантов всегда волновали темы любви, жизни и осознание смертности человека. И создавались вдохновенные произведения, понимаемые особым образом именно в таком философском контексте. В общепринятом смысле «Кадиш» —  это в первую очередь еврейская  поминальная молитва. Но самоё молитва, её текст и звучание традиционных «нигуним»-напевов метафоричны в высшей степени,- они являют собой невероятно резкий контраст  трагической ситуации смерти: здесь нет ни вздохов, ни слов о смерти, ни причитаний … Вместо всего этого – только благодарность Создателю, прославление жизни  как Его высшего замысла и самого Творца.

«Драматургия» концерта напомнила о трагическом «изломе» в истории и судьбах человечества XX века. В первом отделении прозвучали известные классические произведения, а также современные, созданные до Второй мировой войны и синагогальная литургическая музыка. Так, Миша Майский с оркестром Musica Viva исполнил «Кол Нидрей» («Все обеты» из литургии на Йом ки-Пур) Макса Бруха, а Московская мужская еврейская капелла – 92 псалом, «Субботняя песнь» Франца Шуберта соседствовала с ранее не звучавшим в России «Итгадал» («Да возвеличится») – Кадишем  эпохи раннего барокко пера музыканта и раввина из Италии Саломоне деи Росси. В ансамблевом исполнении прозвучали любимые публикой произведения Сергея Прокофьева и Мориса Равеля, в которых причудливо сочетаются фольклорные и религиозные мотивы и. образы.

Второе отделение: Эрнст Блох, Леонид Десятников, Алексей Курбатов в симфонической форме осмыслили горькие опыты  ХХ века и наших дней. Чрезвычайно украсило концерт выступление талантливого музыковеда (и телеведущего) Артёма Варгафтика, который в неизменно свойственной ему блестящей, эмоционально-«заряженной» манере увлекательно, ярко и просто «вплёл в ткань» происходящего культурологический аспект, рассказав о преемственности, взаимовлияниях, новаторстве и прозрениях в истории музыки.

Но не только музыка стала откровением в этот вечер. Со сцены зала Чайковского была впервые представлена присутствующим  книга, шедшая  к читателю долгих 67 лет: литературно-документальная повесть Иосифа Александрóвича (И.А. Каплера) «Пути смерти. Записки геттовца» – история одесского гетто. В начале вечера были показаны отрывки из документального фильма, снятого по книге.

Отдавая дань музыкальной и духовной традиции, вместе с выдающимися артистами и композиторами мы вспоминаем наших близких, благодарим всех, кто был до нас, и передаем память о подлинно важных вещах следующим поколениям, ведомые надеждой…

О солистах…

Миша Майский (Израиль)виолончелист мирового класса, который принадлежит к числу самых ярких исполнителей современности. Единственный в мире музыкант, чей творческий рост проходил под руководством двух корифеев виолончельного искусства – Мстислава Ростроповича и Григория Пятигорского. Майскому «покорились» все сцены мира. Он выступает с лучшими музыкантами и ведущими мировыми оркестрами – Лондонским Королевским, Венским,  Берлинским, Нидерландским филармоническими, Питтсбургским симфоническим, филармоническим оркестром Радио Франции. Более двадцати концертов он дал с великим Леонардом Бернстайном. В Майском поражает всё: экспрессивная манера игры, яркая благородная внешность, экстравагантная манера одеваться, мудрость и внутренняя свобода. 

Максим Рысанов (Великобритания)один из наиболее ярких и харизматичных музыкантов своего поколения. Известен как альтист, принимающий участие в самых престижных музыкальных событиях, таких как BBC Last Night of the Proms, Эдинбургский фестиваль, Зальцбургский фестиваль. Сейчас он совмещает свои выступления с карьерой дирижера. Статус Максима на мировой музыкальной сцене подтвержден многочисленными наградами, среди которых Classic FM Gramophone в номинации «Лучший молодой музыкант года», награда BBC Radio 3 New Generation Award, а также призы конкурса в Женеве, конкурсов им. Лайонела Тертиса и Валентино Букки. В 2014-м Рысанов как альтист и дирижёр стал номинантом премии Grammy (за диск “String Path”, ECM Records). Максим играет на уникальном инструменте работы Джузеппе Гваданини (1780), любезно предоставленном ему Фондом Элизы Матильды. 

Лукас Генюшас (Россия–Литва) – молодой, но уже титулованный и известный пианист. Одним из самых значительных достижений Лукаса стала вторая премия на XVI Международном конкурсе имени Ф. Шопена в Варшаве. В 2009 году он выиграл конкурс Musica della Val Tidone в Италии, а в 2010 – Международный конкурс имени Джины Бахауер в США. В марте 2012 года Лукас получил главную премию на конкурсе Deutsche Pianistenpreis (Франкфурт, Германия). Л. Генюшас выступал на самых престижных сценах в более чем 30 крупнейших городах разных стран мира. Музыкант владеет значительным концертным репертуаром. Особый интерес исполнитель проявляет к музыкальному наследию XX столетия.

Алексей Курбатов (Россия) известен публике как талантливый композитор широчайшего диапазона и яркий, самобытный пианист.  Закончил Московскую государственную консерваторию, где учился по классу фортепиано у доцента Ю.Р. Лисиченко, а впоследствии у профессора М.С. Воскресенского. Как пианист стал лауреатом нескольких международных конкурсов, в числе которых YAMAHA World Competition (2002), конкурс памяти В. Горовица (2005), конкурс пианистов в Мадриде (2006). Сегодня сочинения, написанные Алексеем Курбатовым, все чаще исполняются в концертных залах, завоевывая сердца музыкантов и слушателей. Диапазон композитора широк – это масштабные симфонические полотна и камерные произведения, опера «Черный монах» и вокальные циклы, музыка к кинофильмам. 

Игорь Федоров (Россия)лауреат первых премий конкурса кларнетистов под патронатом французской фирмы Buffet Crampon (1991,1995, Харьков, Украина) и конкурса TIJI (1997, Братислава, Словакия). Был удостоен специального приза «Лучший ансамблист» на международном конкурсе Ю. Башмета. Выступал перед королевой Великобритании Елизаветой II, Папой Римским Иоанном Павлом II и принцем Майклом Кентским. Играл в таких престижных залах, как лондонский Барбикэн, нью-йоркский Карнеги-холл, токийский Сантори-холл, Изуми-холл в Осаке и пр. Среди партнеров Игоря Федорова по сцене – Ю. Башмет, Д. Мацуев, Ю. Рахлин, А. Гиндин, А. Огринчук, А. Рождественский, С. Мазаев, М. Ефремов, Р. Мур и многие другие выдающиеся артисты. 

Ведущий концерта - неподражаемый Артём Варгафтик – лауреат двух премий ТЭФИ, автор телепрограмм «Оркестровая яма», «Партитуры не горят» и многочисленных радиопрограмм. Обладая энциклопедическими познаниями, он отличается еще и умением так ярко и артистично рассказывать о музыке, что это становится незабываемым впечатлением для зрителей.

Кадиш в истории музыки 

  • Уже со второй половины XIV в. появляются письменные свидетельства о том, что в рамках еврейской синагогальной литургии Кадиш читали нараспев.
  • Мелодии традиционного Кадиша  весьма разнообразны – от речитативного распева (в будние дни) до сложных и впечатляющих композиций для кантора-солиста и хора (во время праздников).
  • Одним из первых европейских композиторов, написавших «Кадиш» для трех и пяти голосов, был итальянский скрипач и композитор эпохи Возрождения и раннего барокко Саломоне деи Росси (1570–1630), бывший раввином. 
  • Обработки традиционных мелодий Кадиша делали Морис Равель («Две еврейские мелодии» для голоса и фортепиано, 1914; одна из них — «Кадиш»), А. Крейн (кантата «Каддиш», 1922), Л. Бернстайн (Симфония №З «Кадиш» для чтеца, хора и оркестра, 1957; одноименная оратория, 1963) и др.
  • Сергей Прокофьев написал в 1919 г. «Увертюру на еврейские темы» (для секстета), в основу которой положены традиционные еврейские мелодии, в том числе мотив Кадиша. Впоследствии увертюра была переложена автором для симфонического оркестра и стала одной из его популярнейших композиций.
  • В ХХ веке появилось множество Кадишей в память об узниках гетто, жертвах гонений и погромов. Новая большая волна интереса к Кадишу возникла после Второй мировой войны.
  • В Государстве Израиль 10 число месяца тевет установлено как день всеобщего поминовения  (Кадиша!) в память о погибших в Холокосте, чьи даты смерти неизвестны.

Пресс-служба Art-Brand