Главная страница Написать нам письмо Поиск по сайту


   »  Главная страница
   »  В мире
   »  Россия
   »  Ближний Восток
   »  Мнение
   »  Экономика
   »  Медицина
   »  Культура
   »  История
   »  Право
   »  Религия
   »  Еврейская улица
   »  Разное
   »  English


Подписка  «   


Архив Россия: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37
Архив Новости: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 39, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48
Архив Ближний Восток: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22
Архив В Мире: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20
Архив Мнение: 1, 2, 3, 4, 5, 6
Архив Еврейская улица: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37
Архив Ксенофобия: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
Архив Культура: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
Антитеррор, Спецкорры МЕГ





  Слово Торы: главы "Ницавим"-"Вайелех" «

Слово Торы: главы "Ницавим"-"Вайелех"

Автор книги "Мешех Хохма" разъясняет первый отрывок главы "Ницавим", обращая внимание на грамматические тонкости текста:

"Вы стоите сегодня все перед Б-гом Вс-сильным вашим: главы ваши, колена ваши, старейшины ваши и надсмотрщики ваши - всякий человек Исраэля. Младенцы ваши, жёны ваши и пришелец твой, который внутри лагеря твоего - от рубящего дрова твои до черпающего воду твою".

Почему, начиная со слова "пришелец", Моше меняет множественное число на единственное ("жёны ваши", но "пришелец твой")?

Раби Меир-Симха пишет: "Как представляется, есть заповеди только для Общего ("клаль (כלל)", т.е. для всей общины - например, построение Храма), и р. Саадия-Гаон в своём перечислении заповедей выделяет их в специальную часть из "65-ти законов для общества"; а есть заповеди для Частного ("прат (פרט)", т.е. для отдельных личностей). Поэтому сказано сначала о "коленах", т.е. об обществе, а потом о "всяком человеке Исраэля", т.е. об отдельных людях. И поскольку тут народ должен был взять на себя клятву (войти в Союз с Б-гом в последний день жизни Моше), а клятва относится, прежде всего, к главам народа (как указано в начале главы "Матот"), Моше упомянул сначала глав колен, а потом старейшин. Смотри на эту тему Талмуд Йерушалми, конец трактата Ориёт (где подробно объясняется, почему Моше в перечислении соплеменников поставил сначала глав колен, т.е. политических руководителей, а потом старейшин, т.е. теоретиков-знатоков Закона, а его ученик Йеошуа сделал наоборот; в частности, указывается, что, в отличие от Йеошуа, Моше ставил знатоков теории не столь высоко, потому что все эти знатоки были его учениками, и он не нуждался в их советах).

И далее поменял множественное число на единственное (о чём спрашивается в самом начале комментария), потому что все сыны Исраэля присоединены к Б-гу, как линии - к центру, и поэтому считаются, как один (так написано в Мидраш Раба: все 70 потомков Яакова, которые служили одному Б-гу, называются в Торе 70 душ, причём, слово "душа" в ед. ч., получается "все 70 - одна душа"). Поэтому сказано (после перечисления во множественном числе) "всякий человек Исраэля" (т.е. все перечисленные - как "один человек-израильтянин").

И по этой же причине после этого утверждения обо всех, кто примкнул к народу Исраэля, сказано: "Пришелец твой... рубящий дрова твои и т.д." в единственном числе (все эти люди примкнули к тому народу, который един, примкнули фактически к одному человеку).

Одна из тонкостей комментария "Мешех Хохма" - начальное заявление о разделении заповедей на общественные и личные, и последующее утверждение о единстве всех евреев, которое делает вышеуказанное разделение формальным: ведь весь народ - как одна личность, и поэтому заповеди для общества - это тоже, на самом деле, заповеди для личности - только понимаемой в глобальном масштабе...

раввин Исраиль Зельман



Главная страница Написать письмо Поиск
Jig.ru является расширенной версией «МЕГ». Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора. Материалы сайта могут перепечатываться без письменного согласования с редакцией, но с обязательной гиперссылкой на главную страницу сайта.