Главная страница Написать нам письмо Поиск по сайту


   »  Главная страница
   »  В мире
   »  Россия
   »  Ближний Восток
   »  Мнение
   »  Экономика
   »  Медицина
   »  Культура
   »  История
   »  Право
   »  Религия
   »  Еврейская улица
   »  Разное
   »  English


Подписка  «   


Архив Россия: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37
Архив Новости: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 39, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48
Архив Ближний Восток: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22
Архив В Мире: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20
Архив Мнение: 1, 2, 3, 4, 5, 6
Архив Еврейская улица: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37
Архив Ксенофобия: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
Архив Культура: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
Антитеррор, Спецкорры МЕГ





  О фестивале израильских фильмов в Монреале... «

О фестивале израильских фильмов в Монреале...




Три первых фильма фестиваля, несмотря на совершенно разные сюжеты, обращаются к одной и той же теме: что такое еврейский народ. Первый фильм посвящён жизни Ханны Арендт, немецкой еврейки, политолога и философа, преподававшей в Нью-Йорке и прославившейся своей книгой об истоках тоталитаризма. В фильме затрагивается лишь один эпизод её жизни, а именно - её работа по освещению процесса Эйхмана в Иерусалиме в 1961 г., известная по-русски как «Банальность зла» (М., Европа, 2008). Будучи некогда активной сионисткой, она прекрасно поняла задачи судебного процесса над похищенным из Аргентины нацистским чиновником. Правительству Бен-Гуриона нужно было доказать прежде всего самим израильтянам, что над рассеянными по миру евреями вечно висит дамоклов меч изгнания и уничтожения. К тому же необходимо было напомнить миру, что он у евреев в долгу, а долги эти причитаются государству Израиль, назначившему себя как бы коллективным наследником миллионов уничтоженных людей.

Ханна Арендт увидела в Эйхмане прежде всего лишённого способности мыслить исполнительного чиновника. Она знала о его давних связях с немецкими сионистами, которым он не только помогал по части эмиграции в Палестину, но и, как некоторые другие эсесовцы, лично поехал в Палестину в 1936 г. для ознакомления с сионистскими колониями и их способностью принять большое число евреев. Она не увидела в нём антисемита, злодея и изверга, а лишь прилежного бюрократа. Более того, она отметила роль еврейского общинного руководства, чьё сотрудничество с нацистами позволило провести уничтожение миллионов людей без паники и в организованном порядке. Эйхман совершил, на её взгляд, не преступления против еврейского народа, а преступления против человечества, ибо для неё евреи от остального человечества неотделимы. Она откровенно признаётся, что не испытывает особой любви к еврейскому, как и к любому другому народу. «Я могу любить только отдельных людей, своих друзей».

Такого рода идеи вызвали возмущение среди сионистов и им сочувствующих. Она получила сотни полных ненависти писем, её пытались отстранить от преподавания, и несколько близких друзей даже порвали с ней отношения. Но она стояла на своём и от своих идей не отказалась. Еврейский народ для неё, как и для многих противников нацизма, не отличается никакими врождёнными качествами или недостатками.

Действие следующего фильма происходит в Израиле примерно в те же 60-е годы. Однако зритель об этом может только догадываться. Герои фильма – выходцы из арабских стран, влюблённые в традиционную арабскую музыку. Если в фильме об Арендт все евреи – ашкеназы, то в фильме «Баллада о плакучей весне» ашкеназов нет вообще. Действие происходит в Галилее, в палестинских городках и селениях, из которых бежали и были изгнаны местные жители. Палестинцев больше нет, но арабская музыка осталась, и фильм прославляет евреев из арабских стран, которую эту музыку сохранили на задворках официальной, подражающей европейским образцам, культуры государства Израиль. В фильме все герои говорят на иврите, но перед нами предстаёт панорама культурного сопротивления и утверждения музыкального наследия арабских стран.

В фильме «Чужой сын» частично слышна та же музыка, и даже играют на тех же инструментах: на уде и флейте. Только на сей раз играют на них в одной из оставшихся у них деревень палестинцы. Музыка и здесь играет немалую роль. Сюжет фильма таков. Молодого музыканта призывают в армию, где при медосмотре выясняется, что он не настоящий сын своих родителей,- крупного военного чина и его жены-психолога. С помощью анализов на ДНК выясняется, что в больнице во время воздушной тревоги его перепутали с палестинским младенцем. Поэтому в армию его больше не берут, так как и МВД, и раввин районной синагоги исключают его из числа евреев. Выросшему же среди палестинских мусульман «еврейскому» юноше всё это не так важно: его приняли на медицинский факультет в Париже, и на его судьбу частности его происхождения никак не влияют. Молодые люди знакомятся, постепенно начинают дружить, но настоящее признание приходит под звуки арабской песни, которую затягивает за столом своих палестинских родителей выросший среди тель-авивских ашкеназов молодой музыкант.

В этих фильмах я увидел не только относительность национально-религиозных признаков, но и объединяющую силу культуры стёртой с карты Палестины. Пока ашкеназы, в основном по-немецки, разбираются в иерусалимском суде в своём европейском прошлом, из руин сотен разрушенных палестинских сёл и деревень раздаются звуки уда и флейты, с которыми сами израильтяне не в силах расстаться, и звуки эти сливаются с музыкой оставшихся на своей земле палестинцев.

На видео - тематическая песня к фильму «Баллада о плакучей весне».

Сайт проекта - fcim.ca

Яков Рабкин, Монреаль.



Главная страница Написать письмо Поиск
Jig.ru является расширенной версией «МЕГ». Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора. Материалы сайта могут перепечатываться без письменного согласования с редакцией, но с обязательной гиперссылкой на главную страницу сайта.