Главная страница Написать нам письмо Поиск по сайту


   »  Главная страница
   »  В мире
   »  Россия
   »  Ближний Восток
   »  Мнение
   »  Экономика
   »  Медицина
   »  Культура
   »  История
   »  Право
   »  Религия
   »  Еврейская улица
   »  Разное
   »  English


Подписка  «   


Архив Россия: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37
Архив Новости: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 39, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48
Архив Ближний Восток: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22
Архив В Мире: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20
Архив Мнение: 1, 2, 3, 4, 5, 6
Архив Еврейская улица: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37
Архив Ксенофобия: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
Архив Культура: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
Антитеррор, Спецкорры МЕГ





  ХАБАД поставил Россию на счетчик…?! «

ХАБАД поставил Россию на счетчик…?!



История вопроса:

Библиотекой Шнеерсона называют коллекцию еврейской религиозной литературы, состоящую из 12 с лишним тыс. книг и 50 тыс. документов. Собирать коллекцию в XVIII в. начал глава общины хасидов из деревни Любавичи р. Ицхак Шнеерсон (1880, Любавичи, Могилёвская губерния, Российская империя — 1950, Бруклин, Нью-Йорк, США), потом она регулярно пополнялась последующими поколениями семьи Шнеерсонов.

В ходе Первой мировой войны часть библиотеки была оставлена Иосифом Шнеерсоном на хранение в Москве, позже попала в Румянцевский музей и была национализирована в соответствии с декретом Совнаркома о научных фондах.

Оставшуюся часть коллекции Шнеерсон, высланный из Советского Союза в 1927 г., вывез за границу, где она путешествовала по разным странам, пока ее в 1945 г. не вернула из Германии Красная Армия. В настоящее время эта часть коллекции, по данным американского суда, находится в Российском государственном военном архиве.

В 1990-е члены хасидского движения «Хабад Любавич» начали борьбу за возвращение коллекции. С тех пор было принято множество противоречивых судебных решений. Одним из компромиссных из них было решение Высшего арбитражного суда о передаче коллекции Шнеерсона в Еврейскую национальную библиотеку, которая была специально создана для приема и хранения собрания. Однако заведующий отделом рукописей Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина В. Я. Дерягин отказался выполнить решение Высшего арбитражного суда РСФСР, и спрятал коллекцию Шнеерсона в хранилищах библиотеки, угрожая совершить самосожжение вместе с собранием Шнеерсона – можно себе представить, насколько острыми были споры вокруг библиотеки. В итоге пленум Высшего арбитражного суда РСФСР отменил все предыдущие судебные решения, и коллекция Шнеерсона осталась в Российской Государственной библиотеке СССР имени В. И. Ленина.

При проверке фондов в 1995 г. обнаружилось, что часть рукописей из собрания Шнеерсона пропала. Затем часть этих рукописей появилась на черном рынке в Израиле.

Параллельно суды проходили и в США. Сначала из-за коллекции Шнеерсона судились между собой наследники Иосифа Шнеерсона, после чего суд вынес постановление, что библиотека принадлежит движению в целом, а не частным лицам. Теперь уже движение «ХАБАД» стало обращаться с исками в суд против России, писать Президенту В.Путину письма с требованиями вернуть библиотеку. Американские суды шли им навстречу, признавая библиотеку собственностью ХАБАД. Последствия таких «игрушечных» судебных решений, не признававшихся со стороны России, имели, однако, самые серьезные последствия для культурного обмена: хасиды получили право требовать ареста любых российских культурных ценностей, находящихся на территории США за невозврат коллекции, что привело к прекращению обмена музейными выставками между странами...

И вот 13 января 2013 г. вынесено еще одно судебное решение. Старший судья Федерального суда округа Колумбия (Вашингтон, США) Ройс Ламберт постановил, что Российская Федерация обязана платить ежедневный штраф в размере 50 тыс. долларов до того момента, пока не возвратит рукописи и книги хасидскому движению «Хабад-Любавич»! Решение было принято даже вопреки возражениям Минюста США, которое считает санкции против Москвы бесперспективными.

С формальной точки зрения, ХАБАД вряд ли может претендовать на собрание Шнеерсона, т. к. собрание находилось изначально в России и туда же и вернулось. Оно также не принадлежит к категории культурных ценностей, подпадающих под закон о реституции. Более того, возникает вопрос, насколько книги собрания вообще могут считаться «культурными ценностями»? В собрании практически нет уникальных экземпляров книг – все они имеют дубликаты: по сведениям сотрудников библиотеки, эти книги, к которым открыт свободный доступ, почти не востребованы для научной работы – в год (!) их заказывают всего несколько посетителей. Решения американских судов представляются неправомочными и в том смысле, что суды одного государства не могут разрешать споры, одной из сторон которых является другое суверенное государство, без его согласия; такие споры регулируются, в лучшем случае, международными судами. Россию же фактически «поставили на счетчик», как охарактеризовали сложившуюся ситуацию журналисты.

С другой стороны, книги из собрания Шнеерсона ценны для движения ХАБАД совершенно по другим причинам. Стремление движения ХАБАД заполучить их объясняется особым благоговейным отношением к их лидерам, любавическим Ребе, и предметам, которые их окружали. Библиотека имеет для любавических хасидов особое, сакральное значение. Поэтому, естественно, они не оставят попыток получить библиотеку.

В результате ситуация зашла в тупик. При юридической неразрешимости вопроса российское правительство могло бы в качестве жеста доброй воли передать книги хасидам, но в условиях обостренности американо-российских отношений такой выход представляется маловероятным, т. к. будет воспринят политически как слабость. Кроме того, добровольная передача книг Россией обострит и общий комплекс юридических проблем, связанных с культурными ценностями. По мнению политолога Павла Святенкова, "Если мы пойдем на это, появятся дополнительные аргументы у тех, кто, к примеру, требует вернуть конфискованное у нацистской Германии культурное достояние. Думаю, что наши чиновники боятся столкнуться с целым комплексом юридических проблем".

В этом смысле неудивительно, что немедленно последовала реакция российского МИД, которое выразило возмущение решением американского суда и пообещало «жесткий ответ» в случае, если против России введут санкции. А санкции вполне могут быть введены, поскольку решение суда о выплате 50 тыс. долларов ежедневно, естественно, Россия выполнять не будет. По словам адвоката движения «Хабад-Любавич» Сета Гербера, американская сторона будет всеми законными способами добиваться исполнения решения суда, включая попытки ареста российской собственности в США. И если арест российского имущества действительно последует, то вполне может быть арестовано американское имущество на территории России. В итоге, по словам Павла Святенкова, "может получиться еще более резонансный конфликт, чем тот, что случился несколько лет назад, когда по требованию швейцарской фирмы «Noga» в Европе неоднократно арестовывались российские активы и имущество".

Ответ МИД РФ уже поддержали депутаты Госдумы, которые в последнее время в большинстве своем занимают жесткую антиамериканскую позицию. Председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая заявила:

Это решение не только внеправовое, но и демонстративное. Демонстративное оно потому, что слишком очевидно противоречит нормам международного права, слишком откровенно вторгается в юрисдикцию суверенного государства, полностью игнорирует фактические обстоятельства и историю данного вопроса… Такое впечатление, что американский суд руководствовался только им понятной целесообразностью и политическими мотивами, что, безусловно, недопустимо.

Очень резко высказался и министр культуры В. Мединский, известный своими консервативными взглядами:

Вся эта история забавна, не забавно только последние решение американского суда, этот странный русофобский спектакль, грубо нарушающий американское законодательство и все нормы международного права, начиная с римского. Это все равно, что Хамовнический суд будет сейчас оценивать стоимость Аляски… И они после этого еще будут учить нас «не ковыряться в носу»! А главное в итоге это беспрецедентный поступок, который наносит ущерб культурному обмену. Кто же страдает? Сами американские граждане, которые не смогут увидеть произведения российского искусства.

Очень подробно высказался по поводу решения американского суда и Михаил Швыдкой, специальный представитель Президента России по международному культурному сотрудничеству, а в прошлом министр культуры РФ, который в свое время уже посвятил этому вопросу немало времени. М. Швыдкой категорически настаивает на принадлежности коллекции России. Он отметил, что российская сторона неоднократно предлагала разного рода компромиссы, но американцы соглашались исключительно на полную передачу коллекции. Он отметил, что любые переговоры возможны только тогда, когда нет судебного иска, а под давлением Российская Федерация делать ничего не будет. Швыдкой привел в пример российских граждан – прямых потомков Иосифа Шнеерсона, которые от любых претензий отказались, хотя они имеют куда больше на это прав. По словам бывшего министра, в сложившихся условиях передача библиотеки американским хасидам могла бы привести к глобальным последствиям:

Сегодня поднимать вообще вопрос о национализации – это, с моей точки зрения, путь к катастрофе просто национальной. Я считаю, что лучше те акты уже почти столетней давности просто не трогать... Мы видели, что происходило в балтийских республиках, когда были приняты акты денационализации, как это затрагивало жизни и судьбы людей. Поэтому мне кажется, что вот эту часть нашей истории лучше оставить в покое.

Реакция российских еврейских организаций:

Решение американского суда может отразиться и на внутреннем межнациональном климате в России. В подобной ситуации в весьма сложную ситуацию попадают и официальные еврейские религиозные организации. Главный раввин России А. Шаевич (КЕРООР) подверг нелицеприятной критике решение американского суда, назвав его «просто пиаром». Вице-президент Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России Зиновий Коган подчеркнул, что американский филиал движения «Хабад-Любавич» имеет на книги Шнеерсона значительно меньше прав, чем российские евреи:

Правы те, кто издавал, хранил, терял и находил эти книги – тем более, что сегодня хасиды-адепты Хабад-Любавич, слава Богу, есть и в России… Это больше пиар, чем желание получить эту библиотеку. Ее можно было вернуть нормальными методами, переговорами. Большую ее часть можно без особого ущерба передать кому угодно, эти книги в большом количестве напечатаны. Этот вопрос можно было решить без шума и штрафов. Никто никогда не решал эти вопросы силовыми методами.

Очень жестко высказался по поводу решения суда и Евгений Сатановский, некогда возглавлявший Российский еврейский конгресс (РЕК). Согласившись, что возврат собрания Шнеерсона будет крайне опасным прецедентом, означающим возможность для любого наследника любого особняка, архива, музейной коллекции или даже Зимнего дворца и Кремля заявлять на них права, он одновременно скептически отозвался о возможных ответных мерах России:

..Так что, - теперь суд Архангельской области может присудить США к выплате миллиона долларов в день за войну во Вьетнаме? Сильно в этом сомневаюсь...

С другой стороны, руководитель департамента общественных связей Федерации еврейских общин России (ФЕОР) Борух Горин, указав на невозможность юридически разрешить конфликт, однозначно заявил, что книги политическим решением должны быть переданы любавичским хасидам в Америке. При этом ФЕОР (российский филиал движения «Хабад-Любавич») в его лице дистанцировалась от американских собратьев:

Российская еврейская община не является стороной в этом споре, это спор между Российской Федерацией и американской организацией. Американская организация не уполномочивает нас вести по этому поводу никаких переговоров.

ФЕОР дистанцировалась и от права на коллекцию. По словам Б. Горина: "мы не имеем дела с владельцем, с нашей точки зрения, а владелец, американская сторона, нам таких полномочий не давала". Поэтому, казалось бы, очевидный выход – передача коллекции российским хасидам с запретом вывозить коллекцию за рубеж – по мнению Горина, не может быть реализован. Такая позиция противоречит прежней позиции ФЕОР: в 2000 г., когда был создан Московский еврейский общинный центр в Марьиной Роще (МЕОЦ), почетное место в нем заняла библиотека как филиал Российской государственной библиотеки. Тогда главный раввин России Б. Лазар (ФЕОР) просил Президента B. Путина передать книги Шнеерсона в этот центр. В итоге в библиотеку было передано около 30 книг.

Другой посланник Любавичского Ребе в России и руководитель объединения хасидов СНГ «Хабад», раввин синагоги на Большой Бронной Ицхак Коган, утверждает, что коллекция Шнеерсона должна быть передана российским хасидам - в библиотеку синагоги на Большой Бронной…

Сложно предположить, чем объясняется столь разная позиция российских хасидов, однако, к сожалению, нынешняя ситуация не сулит ничего хорошего ни для одной из сторон, очень напоминая известное выражение: ни себе - ни людям…

Статья подготовлена командой МЕГ по материалам Московского бюро по правам человека.



Все о технологии молока http://milk-industry.ru
Главная страница Написать письмо Поиск
Jig.ru является расширенной версией «МЕГ». Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора. Материалы сайта могут перепечатываться без письменного согласования с редакцией, но с обязательной гиперссылкой на главную страницу сайта.