Главная страница Написать нам письмо Поиск по сайту


   »  Главная страница
   »  В мире
   »  Россия
   »  Ближний Восток
   »  Мнение
   »  Экономика
   »  Медицина
   »  Культура
   »  История
   »  Право
   »  Религия
   »  Еврейская улица
   »  Разное
   »  English


Подписка  «   


Архив Россия: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37
Архив Новости: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 39, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48
Архив Ближний Восток: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22
Архив В Мире: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20
Архив Мнение: 1, 2, 3, 4, 5, 6
Архив Еврейская улица: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37
Архив Ксенофобия: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
Архив Культура: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
Антитеррор, Спецкорры МЕГ





  "65 лет спустя..." «

"65 лет спустя..."

Яков М. Рабкин – родился в Ленинграде в 1945 г. В 1973 г. приехал в Канаду по приглашению Монреальского университета, где с тех пор работает профессором истории науки и истории евреев. Я. Рабкин - автор более 200 статей и нескольких книг, одна из которых переведена на русский язык («Еврей против еврея. Иудейское сопротивление сионизму » М., Текст, 2009). В Канаде номинирована на Премию Генерал-губернатора, в Израиле - Премию им. Хехта, в Японии - названа одной из трёх лучших книг года. Там же летом 2012 г. вышла работа «Что такое современный Израиль?» Часто бывал в Израиле и свободно говорит на иврите. В конце 1980-х гг. принимал активное участие в возрождении иудаизма в России.

Шестьдесят пять лет спустя...

Монреаль, 6 декабря 2012 года. Когда я жил в Иерусалиме, на занятия Торой я обычно шёл по улице под названием "Каф-Тет бe-новембер", или "29 ноября". Названа она так в память о событии, которое произошло в Организации Объединенных Наций шестьдесят пять лет тому назад. Это может показаться удивительным, поскольку большинство израильтян в настоящее время довольно пренебрежительно относятся к ООН, которую нынешний премьер-министр называет "театром абсурда". Израиль давно уже игнорирует резолюции ООН, пытающиеся вернуть палестинским беженцам право возвращения на свои земли и осуждающие его за политику расселения израильских граждан на территориях, завоёванных в 1967 году.

Что же на самом деле произошло 29 ноября 1947 года? В этот день Генеральная Ассамблея ООН постановила разделить Палестину на два государства, арабское и еврейское, и придать международный статус Иерусалиму. В редкий момент единения сверхдержав за это проголосовали и Соединенные Штаты, и Советский Союз. Поддержали их Исландия, Коста-Рика и Новая Зеландия. Однако все государства, граничащие с Палестиной, проголосовали против резолюции, поскольку она противоречила воле большинства населения не только расчленяемой на две части страны, но и региона в целом. Раздел Палестины против воли большинства её населения не мог не привести к хроническому насилию. Недавнее кровопролитие в Газе является лишь очередным эпизодом этой нескончаемой трагедии.

Создания отдельного государства для евреев на территории Палестины требовали отнюдь не все сионисты, а в основном их правое крыло, т.наз. «ревизионисты» под руководством одессита В. Жаботинского. Лишь в 1942 г. к ним присоединилось официальное руководство Всемирной сионистской организации, во главе которой тогда стояли Давид Бен-Гурион из Плонска и Хаим Вейцман из-под Пинска. Решение ООН стало победой сионистов родом из местечек бывшей Российской империи. Именно они поняли, что только ссылки на духовно-религиозную память о Земле обетованной в её новом, националистическом истолковании способны мобилизовать еврейские массы. Именно они первыми ощутили себя «лицами еврейской национальности», которая, как и все национальности, имеет право на самоопределение. Тогда как в большинстве стран еврей – понятие духовное, конфессиональное, а не национальное, oбщее с советским определение «еврейская национальность» продолжает оставаться краеугольным камнем сионистской идеологии и законодательства государства Израиль. Поэтому в большинстве своём далёкие от иудаизма выходцы из СССР более восприимчивы к сионистской идеологии, чем евреи других стран, для которых еврейство неразрывно связано с духовностью и определёнными моральными и ритуальными принципами поведения.

Большинство сионистов сразу же восприняли голосование в ООН как убедительную победу своего движения. На улицах ощущалось такое ликование, будто настало долгожданное мессианское избавление. Однако далеко не все евреи ликовали по поводу решения ООН о создании особого государства. Большинство евреев мира с самого начала отвергало сионизм и, несмотря на впечатляющие успехи сионистов и основанного ими государства в военном, экономическом и политическом планах, оппозиция сионизму не исчезла и до наших дней.

В начале 20-го века движение любавических хасидов, например, заняло по отношению к сионизму непримиримую позицию. Задолго до прихода советской власти они обвиняли сионистов в распространении среди евреев национального самосознания, извращающего иудейскую традицию. Их обличения были направлены в основном против распространяемых сионистами националистических толкований Торы. «Чтобы возбудить в наших братьях ощущение принадлежности к нации» со своим независимым государственным устройством ... сионисты должны поставить национализм выше Торы». (цит. по: Aviezer Ravitzky, Messianism, Zionism, and Jewish Religious Radicalism, Chicago, The University of Chicago Press, 1996, стр. 16)

Неудивительно, что раздел Палестины хотели предотвратить многие еврейские духовные авторитеты. Так, сатмарский хасид раввин Йосеф Цви Душинский из Иерусалима выступил с пламенной речью перед комиссией ООН в 1947 г., в которой он осудил сионистские планы создания своего государства. Он не раз подчеркивал, что учреждение отдельного государства для евреев приведёт к нескончаемой цепи насилия. Ведь до приезда сионистов палестинские евреи, ашкеназы и сефарды, свободно говорили по-арабски и поддерживали с арабами добрососедские отношения. (Tom Segev, One Palestine, Complete, New York, Metropolitan Books, 2000)

Иерусалим был и остаётся одним из центров иудейского сопротивления сионизму. В разгар тяжелых боев за Иерусалим после учреждения в одностороннем порядке Государства Израиль в мае 1948 г., религиозными противниками сионистов были организованы демонстрации под белыми флагами. Сионисты посчитали такое поведение «предательским» и приписывали его тому, что « погрязшие в прошлом » ортодоксы отказываются смотреть на мир современными глазами. И они не ошибались, ибо изгнание из Святой земли, продолжая занимать центральное место в еврейской традиции, понимается ею не как военное поражение, а божественное наказание за прегрешения народа Израиля. Эти точки зрения примирить непросто.

Среди бежавшиx от нацизма немецких евреев также раздавались голоса протеста. На собственном опыте они научились остерегаться любого режима, основанного на дискриминации по национальным или религиозным признакам. Альберт Эйнштейн и Мартин Бубер, поддерживая создание духовного и культурного центра в Палестине, последовательно противились идее политического раздела по этническому принципу. Против раздела Палестины выступил президент Еврейского университета в Иерусалиме американский раввин-реформист Йегуда Магнес. Британские власти, знавшие о намерении сионистов-экстремистов его ликвидировать, рекомендовали ему покинуть страну. Несколько месяцев спустя, вернувшись на родину, Магнес умирает.

Напротив, в своём большинстве нерелигиозные и антирелигиозные сионисты восточноевропейского происхождения увидели в трагедии евреев во время Второй мировой войны убедительное подтверждение необходимости создания еврейского государствa и еврейскиx вооружённыx сил.

С самого начало колонизации страны на рубеже 19 и 20 вв. они проводили политику т.наз. раздельного развития ("афрада"), попросту отстраняясь от многонационального и поликонфессионального сообщества, сложившегося к тому времени в Палестине. При этом сионисты стремились овладеть максимальной территорией с минимальным количеством арабов. По решению ООН будущему сионистскому государству передавался контроль над 55 процентами территории подмандатной Палестины, где евреи, - как активисты сионистского движения, так и их противники,- составляли чуть менее трети населения, и где им принадлежало около 7 процентов земель.

На следующий день после оглашения решения ООН вооружённая организация социалистического крыла сионистской организации «Хагана» наладила сотрудничество с террористическими группами «Лехи» и «Иргун цваи леуми», которые возглавляли ставшие впоследствии премьер-министрами уроженец Брест-Литовска Менахем Бегин и родившийся в местечке Пружаны, недалеко от Бреста, Ицхак Шамир. «Хагана», под общим руководством Давида Бен-Гуриона, признавшего решение ООН лишь в качестве отправной точки для расширения будущего государства, разработала План Далет. Согласно этому плану предполагалась "зачистка" территории от местного населения, в том числе и за положенными ООН для сионистского государства пределами: из тринадцати крупных военных операций, предпринятых сионистскими отрядами в апреле 1948 г., - восемь были проведены на территориях, предназначенных решением ООН арабскому государству. Так более семисот тысяч палестинских арабов стали беженцами. Поэтому образование Государства Израиль для них и их потомков - это катастрофа, или «Накба».

В течение последних двадцати лет израильские историки, опираясь на архивные документы, подтвердили факты этнических чисток, причём некоторые из них сожалеют, что сионистские подразделения затянули конфликт, не доведя дело до конца. Идея об окончательной высылке арабов приобретает всё большую популярность в различных кругах израильского общества, особенно среди выходцев из СССР. ( см. статью здесь).

Ещё в ноябре 1917 года, когда британское правительство в декларации Бальфура одобрило идею создания «еврейского национального очага» в Палестине, «… вокруг этого разыгралась настоящая буря в еврействе Англии… Они [противники сионизма] не ограничивались внутренними спорами в рамках еврейской общественности - они атаковали действия Вейцмана и его товарищей со страниц английской печати и в правительственных кругах. Они яростно боролись против любой декларации, которая признала бы в евреях нацию…»(И.Маор. «Сионистское движение в России», авт.пер.с ивр., электроннаяя библиотека «Грамотей») Известный британский политик еврей Эдвин Монтегю информировал общественность о неизбежной дискриминации, которой сионисты подвергнут христиан и мусульман Палестины, предупреждая, что это приведет к непрерывному насилию. Он же высмеял антисемитскую по сути идею принадлежности приверженцев иудаизма, живущих в разных странах, к особой нации. Кстати, до наших дней эта идея не находит единодушной поддержки и в самом Израиле (см.: Шломо Занд, Кто и как изобрел еврейский народ, Москва, Эксмо, 2010) В самом деле, евреи в западных странах, как бы они ни относились к Израилю, в него в массовом порядке не переселяются. Куда больше израильтян живут сегодня в Соединенных Штатах и Канаде, чем американских и канадских евреев - в Израиле. Одной из причин этого считают весьма печальный парадокс: Израиль не только не стал стал тихой гаванью, а, наоборот, одной из самых опасных стран для проживания евреев.

Об этом предупреждали многие. Бежавшая от нацистов в Нью-Йорк сионистская активистка Ханна Арендт, ставшая там известным политологом, писала в 1948 г.:

«Даже если бы евреи выиграли эту войну... "победоносные" евреи жили бы в окружении совершенно враждебного арабского населения, запертые в своих границах, всегда находясь под угрозой, поглощенные постоянной самозащитой... И такова будет участь народа, который — не важно, сколько еще иммигрантов прибудет в страну и насколько расширятся ее границы … останется очень маленьким народом, окруженным намного превосходящими по численности враждебными соседями» (см. Hannah Arendt, «To Save the Jewish Homeland», в книге: Jew as Pariah, New York, Grove Press, 1978, стр. 187).

Ту же мысль высказал имеющий мало что идеологически общего с Ханной Арендт иерусалимский раввин-антисионист Амрам Блау, который в том же году обвинил сионистов в пренебрежении к человеческой жизни: «они безответственно распространили свою власть над заселёнными арабами просторами Святой Земли, что привело к конфликту cо всем арабским миром». (Amram Blau, «A Call from Jerusalem», [Jewish] Guardian, no. 1 (April 1974).) Нет другого вопроса, по которому евреи расходились бы во мнениях так резко, как по вопросу об Израиле. В отличие от продолжающих спорить между собой евреев, сионисты-христиане едины в своей религиозной поддержке Израиля, да в мире их во много раз больше, чем всех евреев мира вместе взятых. Именно они, а не евреи, составляют в Соединенных Штатах костяк произраильских сил.

Это и неудивительно, ибо если в еврейской Традиции идея физического перемещения евреев в Святую Землю считалась кощунственной (подробнее об этом см. в моей статье: «Угроза с тыла: духовное противостояние сионизму» Континент №129, 2006), то основную поддержку она получила именно в протестанских кругах Англии и Соединённых Штатов (Tony Campolo. The Ideological Roots of Christian Zionism. Tikkun. January-Februar, 2005).

Потому и британские власти отнеслись к сионистам не как к представителям части евреев Палестины, а как к авангарду евреев всего мира. Многим английским официальным лицам, поддержавшим сионистскую инициативу, было привычно и естественно мыслить в типично антисемитских категориях «мирового еврейства» и даже «всемирного еврейского заговора». Показательно, что при недавнем голосовании за повышение статуса Палестины в ООН до государства-наблюдателя из крупных стран Израиль поддержали лишь США и Канада, где сионисты-христиане обладают немалым влиянием.

В день 29 ноября 2012 г., ровно шестьдесят пять лет после принятия решения о разделе Палестины, Генеральная ассамблея ООН вернула толику достоинства палестинцам, пострадавшим при принудительном разделе их родины. Голосование в ООН также продемонстрировало, сколь сильно Израиль изолировал себя от остального мира. Даже Германия, которая продолжает толковать свою историческую ответственность перед евреями как святой долг всегда и во всём поддерживать Израиль, на этот раз воздержалась.

Пока в военном отношении Израиль превосходит всех своих соседей, он может продолжать спокойно игнорировать не только резолюции ООН, но и вообще международное право. Израильское правительство вполне предсказуемо отреагировало на решение ООН, объявив о планах строительства запрещённого для арабского населения жилья на занятых в 1967 г. территориях. Столь же привычно, хотя и несколько энергичнее, эти планы осудили практически все правительства мира, включая США. Однако пока неясно, окажет ли это на Израиль какое-либо влияние. Не надо забывать, что чувство исключительности ("exceptionalism") Израиля, где живёт всего около 0,1% населения мира, основано не только на обыденно-политическом толковании еврейской избранности и вдохновении американским примером, но и на мощном ядерном арсенале, способном поразить цели как на Ближнем Востоке, так и в Европе. Однако беспокойство всё же не исчезает, ибо наши пророки утверждают, что « не силою крепок человек ». (Самуил 1, 2:9)

Команда МЕГ



Главная страница Написать письмо Поиск
Jig.ru является расширенной версией «МЕГ». Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора. Материалы сайта могут перепечатываться без письменного согласования с редакцией, но с обязательной гиперссылкой на главную страницу сайта.