Главная страница Написать нам письмо Поиск по сайту


   »  Главная страница
   »  В мире
   »  Россия
   »  Ближний Восток
   »  Мнение
   »  Экономика
   »  Медицина
   »  Культура
   »  История
   »  Право
   »  Религия
   »  Еврейская улица
   »  Разное
   »  English


Подписка  «   


Архив Россия: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37
Архив Новости: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 39, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48
Архив Ближний Восток: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22
Архив В Мире: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20
Архив Мнение: 1, 2, 3, 4, 5, 6
Архив Еврейская улица: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37
Архив Ксенофобия: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
Архив Культура: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
Антитеррор, Спецкорры МЕГ





  Раздумья о недельной главе… «

Раздумья о недельной главе…

В эту субботу я задумался о своём библейском тёзке, которому посвящена вся недельная глава. Яков начинает жизнь, ухватившись за пятку брата (25, 26), зачастую прибегает к обманам и хитростям (от которых сам же не раз страдает), а в конце жизненного пути при первой же встрече с фараоном признаётся, что годы его были «немноги и злополучны» (Книга «Бытие» глава 47, стих 9; дальше буду указывать ссылки только цифрами). И при этом традиция называет его «человеком правды» ("иш а-емет"). Странно.

Зачастую победу Якова в борьбе с загадочным существом (ангелом, демоном или собственным подсознанием; 32, 25-30) связывают с его обращением в более цельную личность: новое имя «Израиль» истолковывают не только как «богоборец», но и как «прямой» ("яшар" состоит из букв, которые находятся в слове "исраэль"). Во внутренней борьбе с тёмными силами своей души Яков осознаёт смысл выпавших на его долю страданий, и только тогда его страдания открывают ему путь к перерождению. Он сражается с самим собой за право стать тем человеком, кем он сам себя представляет, за право жить по-настоящему своей жизнью, а не той, которая навязана ему извне.

В молодости он не мог настоять на своём и отказаться участвовать в задуманной матерью интриге с целью обмануть отца (27, 12-14). Необузданная материнская любовь с лёгкостью сокрушает все его соображения о морали. Долг почитать отца и мать ставит его перед тяжелейшим выбором, впервые приоткрывая завесу над той самой внутренней борьбой, в которой он победит лишь много лет спустя. Став новым человеком, он вызывает у Эсава братские чувства, и он, вопреки опасениям Якова, его обнимает и целует (33, 4). Перед Эсавом не самоуверенный молодой хитрец, а хромающий глава обширного семейства, умоляющий о прощении. Но самое главное, его хромота приобретена им вместе с новой силой сопротивляться привычке обманывать и хитрить.

Но силу эту надо ещё и хотеть использовать, понимая, что время не ждёт. Иначе старая привычка может перейти к новому поколению. Борьба Якова не завершается до самого конца жизни. Только в своём прощальном слове он, наконец, говорит то, что думает о своих детях, и в частности резко осуждает Леви и Шимона за обман (49, 5-7), но их обман, в отличие от его собственного, вероломен и чудовищен, ибо в результате его они убивают всех мужчин города Шхема (34, 25-26). До самой смерти Яков таится, возможно даже опасаясь насилия со стороны своих кровожадных сыновей. Помнит он и о заговоре детей против Иосифа, и страшную ложь о смерти своего любимца, заставившую его годами страдать и мучаться (37, 35).

Не помогают Якову ни полученное лукавством первородство (25, 29-34), ни приобретёные мистификацией благословения отца (27, 20-22), ни выторгованное у Господа покровительство (28, 20-21), ни вырванные силой на берегу реки благословения (32, 27). Жёны и дети приносят ему массу огорчений, все его богатства не идут ему впрок: на закате лет он превращается в живущего на чужбине престарелого иждивенца. Подозреваю, что Якову особенно больно видеть, как его недостатки и прегрешения, о которых он сам уже давно хотел бы забыть, приобретают гигантские масштабы у его детей, чьи мучения ему совершенно очевидны. Глядя на них, он ощущает преддверие Страшного суда, на котором его заставят смотреть точную хронику всего того, что он наделал на этом свете. Поэтому и смерть – не выход: ведь там его ждут ещё большие угрызения совести, поскольку там ему покажут и то, что давно уже исчезло из его памяти. В конце концов, Яков отказывается совершить последний обман, впасть в самообольщение и уверовать в то, что прожита праведная жизнь и тем самым улучшен мир, совершён "тикун олам". Иначе не назвал бы он свою жизнь «злополучной». Вот так становится он «человеком правды». Правда побеждает, но она невыносимо горька.

Яков Рабкин

Об авторе:

Яков Рабкин – профессор истории Монреальского университета, автор нескольких книг, одна из которых переведена на русский язык («Еврей против еврея. Иудейское сопротивление сионизму » М., Текст, 2010).



Дома из оцилиндрованного бревна под ключ проекты домов и срубов из оцилиндрованного бревна.
Главная страница Написать письмо Поиск
Jig.ru является расширенной версией «МЕГ». Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора. Материалы сайта могут перепечатываться без письменного согласования с редакцией, но с обязательной гиперссылкой на главную страницу сайта.