Главная страница Написать нам письмо Поиск по сайту


   »  Главная страница
   »  В мире
   »  Россия
   »  Ближний Восток
   »  Мнение
   »  Экономика
   »  Медицина
   »  Культура
   »  История
   »  Право
   »  Религия
   »  Еврейская улица
   »  Разное
   »  English


Подписка  «   


Архив Россия: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37
Архив Новости: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 39, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48
Архив Ближний Восток: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22
Архив В Мире: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20
Архив Мнение: 1, 2, 3, 4, 5, 6
Архив Еврейская улица: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37
Архив Ксенофобия: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
Архив Культура: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
Антитеррор, Спецкорры МЕГ





  А Р А М Е Й С К И Е Н А П Е В Ы «

А Р А М Е Й С К И Е Н А П Е В Ы

А Р А М Е Й С К И Е Н А П Е В Ы

В апреле 2004 года, в аккурат к католической Пасхе, на экраны мира вышел широко разрекламированный и, безусловно, талантливый фильм известного американского актера и режиссера Мэла Гибсона «Страсти Христовы».
Не вдаваясь в рассуждения о художественных достоинствах этой картины, получившей весьма противоречивые оценки по поводу ее соответствия историческим реалиям, хочется отметить один, очень яркий и неординарный ход, использованный режиссером. Речь идет о великолепной творческой находке, в силу которой все диалоги фильма происходят на давно забытом арамейском языке, который в древности, на протяжении нескольких столетий являлся основным разговорным средством общения всей многоязычной, многонациональной палитры народов Ханаана (Палестины). Эдакой латынью Востока.
Эффект, производимый непривычными современному уху резкими, гортанными звуками исчезнувшего языка, был поистине ошеломляющим. Во многом благодаря ему, зрители словно совершили путешествие во времени на два тысячелетия назад.
Но откуда взялись и кем были люди, принесшие с собой этот звонкий, щелкающий язык, на котором заговорили почти все народы Передней Азии?

НЕПОСЕДЛИВЫЕ СЫНЫ СИМА.

«Были дети у Сима: Элам, Ассур,…Арам». Если Элам в древности представлял собой достаточно мощное государство, располагавшееся в юго-западной части Иранского плоскогорья, а Ассур (Ассирия) на протяжении многих веков вообще являлась самым могущественным государством Востока, то с Арамом дело обстоит несколько сложнее.
Родиной кочевого семитского племенного союза, называвшего себя арамеями, был Аравийский полуостров. Ввиду постепенного истощения степных пастбищ Аравии, в конце 14-го века до н.э. скотоводы-арамеи стали в массовом порядке проникать в Сирийскую пустыню и на средний Евфрат, а уже на рубеже 12 – 11 веков до н.э. они наводнили собой почти всю Переднюю Азию.
Наименование народа – «арамеи» означает «кочевники». Приходится лишь удивляться, насколько быстро эти энергичные, ловкие, постоянно перемещающиеся кочевые племена сумели передать свою языковую систему (действительно, довольно простую и удобную) многим народам Северной Месопотамии. Примечательно, что арамеи не имели общего самоназвания, а именовались по отдельным племенам. Приблизительно, к началу 12-го века до н.э. они стали основывать свои небольшие государства, такие, как Арам-Цоба или Арам-Гессур, откуда приходилась родом одна из супруг царя-псалмопевца Давида, родившая ему мятежного сына Авессалома, который едва не погубил своего великого отца.
Однако, наиболее известным из всех арамейских государств историческая наука справедливо считает Арам-Дамаск. Вообще, история Дамаска теряется в глубокой древности. Археологические раскопки свидетельствуют о том, что первые поселения городского типа здесь имели место еще в 4-м тысячелетии до н.э. Этот город впервые упоминается в Библии, в связи с событиями из жизни патриарха Авраама, так как родом из Дамаска был его преданный слуга Элеазар. Ну, и, наконец, нельзя не отметить, что Дамаск фигурирует в списке городов, завоеванных фараоном Тутмосом
3-м еще в 16-м веке до н.э.
Вторгнувшись на территорию плодородной равнины Гута, арамеи в начале 12-го века до н.э. захватили Дамаск, сделав его административным и политическим центром своего царства. Арам-Дамаск стал гегемоном всей значительной по площади территории, лежащей между Евфратом и Средиземным морем, которая издавна называлась Сирией.
В начале 10 века до н.э. с Дамасским царством довелось столкнуться войскам Давида, в результате чего, на непродолжительное время, еврейский монарх подчинил себе государство сирийских арамеев и разместил в их населенных пунктах свои гарнизоны. Иосиф Флавий упоминает о том, как после решающей победы над арамеями, Давид «сделал приношение Господу Богу, в виде золотых колчанов и оружия, которые носили телохранители сирийского царя». В самом конце правления Давида энергичный узурпатор Дамаска, по имени Ризон, который даже не являлся арамеем, сумел освободиться от израильского присутствия в стране и вновь сделал независимым арамейское государство. Этот правитель продолжал свою враждебную политику и во времена правления Соломона, однако, предпринять какие-либо агрессивные действия против известного своей мудростью царя, он все же не посмел.
После распада единого государства иудейские и израильские правители то воевали с арамеями, то заключали с ними военные союзы для братоубийственных распрей.
В середине 8-го века до н.э. после ряда завоевательных походов, ассирийская армия вторглась в Дамаск, разрушив этот прекрасный город и уведя в плен почти всех его обитателей. На некоторое время Дамаск утратил свое политическое значение и, лишь после падения могущественной Ассирийской империи, оказавшись последовательно под властью Вавилона, Персии и приемника державы Александра Македонского – Селевкидской монархии, постепенно начал занимать подобающее ему место на карте Передней Азии.
В своем поступательном развитии арамеи испытали сильное влияние окружающих народов, и многое заимствовали из израильской, финикийской и хеттской культур, в частности, религиозные воззрения арамеев оказались достаточно близки ассиро-вавилонским культам. В Библии вскользь, между делом, упоминаются божества арамеев Дамаска, главными из которых являлись бог грозы Хаддад и его супруга – богиня плодородия и семейного благополучия Атаргатис, которую греки и римляне называли «сирийской богиней».
Арамейский Дамаск был предметом постоянных конфликтов между иудейскими правителями Маккавеями и их недавними угнетателями Селевкидами до тех пор, пока римляне не рассудили этот спор по-своему, сделав город одним из центров римской провинции Сирии.
К тому времени арамейский этнос оказался существенно разбавлен представителями многих других народов. Значительная часть арамеев, как уже отмечалось, была уведена в ассирийский плен и, подобно Десятиколенному израильскому царству, растворилась в пестром конгломерате народов Месопотамии. Позднее, смешавшись с греками и представителями иных племен, покоренных гением Александра Македонского, арамеи составили значительную часть Селевкидской монархии, но, не имея своего духовного центра, подобного Иерусалимскому Храму, продолжили активно ассимилироваться в чужой среде.
В период зарождения христианства, в Дамаске, которого тогда лишь весьма условно можно было назвать арамейским городом, проповедовал апостол Павел, сумев многих его жителей обратить в новую веру. В более поздние времена Дамаск становится резиденцией христианского епископа, а, войдя в состав Византийской империи, делается одним из важнейших центров этого могущественного государства.
Все эти годы, арамеи, как эллинизированные, так и сохранившие свои национальные традиции, жили бок о бок с многочисленной еврейской диаспорой и, судя по имеющимся данным, вполне толерантно. После принятия христианства большинством сирийских арамеев, эти отношения ухудшились, но до серьезных столкновений дело практически не доходило.
В 635 году новой эры Сирия и Палестина были завоеваны воинами мусульманского халифа Омара. Однако, ряд городов, включая Дамаск, сумели заключить с завоевателями договор, который гарантировал иудеям и христианам, как «людям Книги», свободное отправление своих религиозных обычаев. При этом, они, а также зороастрийцы, среди которых находилось немало арамеев, оказались политически неполноправным населением, так называемыми «зиммиями». Что же касается Дамаска, то город так приглянулся последователям Пророка, что более чем на 100 лет они сделали его столицей Халифата.
Если еврейская община Дамаска существовала еще многие века, последовательно выдержав нашествие крестоносцев, набеги монголов, вторжение воинов непобедимого Тамерлана, то какие-либо сведения об арамеях практически отсутствуют. Однако, это вовсе не означает фактическую гибель народа, поскольку и сегодня в Сирии существует несколько деревень с арамейским населением, называющем себя атураями. Некоторое количество арамейского элемента проживает также в Ираке и Закавказье.
Благодаря своему языку, сумевшему сделаться средством общения на огромной территории народов Древнего Востока, арамеи заслуженно сохраняют свое почетное место в анналах истории.
Ну, а что же все-таки представляет собой язык этого народа?

ЯЗЫК СОГЛАСИЯ ИЛИ РАЗОБЩЕНИЯ.

К обширной группе семитских языков обычно относят язык евреев, арабов, финикийцев, аммонитян, ассирийцев, эфиопов, а также союза арамейских племен. Подгруппу так называемых северно-семитских языков, как раз и составляют различные арамейские диалекты. Последовательно вытеснив древне-ханаанский, вавилонский, персидский и другие, арамейский язык приобрел значение не только вульгарно-разговорного средства общения, но и приобрел статус языка межгосударственных сношений. Для сравнения можно сказать, что, если еврейский язык до вавилонского пленения отличался от прочих семитских языков удивительной чистотой, образностью и чарующей простотой речи, то после возвращения из плена евреи сразу же столкнулись с засильем в регионе ряда диалектов арамейского языка.
Постепенно классический древнееврейский язык стал исчезать из обихода, заменяясь более упрощенным, своего рода сленгом или жаргоном арамейских кочевников. В качестве разговорного еврейский язык сохранялся лишь в духовных школах, ну и конечно использовался во время отправления религиозных служб.
Древнееврейский и арамейский языки представляли собой, своего рода, сообщающиеся сосуды, где, по мере убывания в регионе еврейского языка, его место занимал язык сирийских кочевников. Заметными представителями различных арамейских диалектов являлись языки весьма процветавшего во 2-м столетии новой эры Набатейского царства, а также посягнувшей на могущество Римской империи мятежной Пальмиры.
Приблизительно со 2го века новой эры ярким выразителем арамейской группы можно считать язык христианских переводов Библии, да и весь обширный пласт религиозной литературы раннего христианства. В восточных областях Римской империи, а затем Византии арамейский язык являлся наиболее употребительным средством общения вплоть до арабских завоеваний.
Размышляя об удивительном феномене арамейского языка, следует помнить, сколь многим обязана ему духовная традиция еврейского народа, в частности выдающийся литературный памятник еврейского религиозно-этического освоения мира, каковым является Талмуд. Этот свод еврейской духовной мысли, точнее, его вавилонская ипостась, написан на одном из диалектов арамейского языка.
Особое место в еврейской религиозной литературе занимают, так называемые «Таргумы», представляющие собой переводы священных книг на арамейский. Их появление было совершенно необходимым, ввиду исключительной распространенности в народе языка арамеев. Таргумы отдельных книг Священного Писания начали создаваться вскоре после возвращения евреев из Вавилонского плена и продолжались в первых веках новой эры. Исключительная важность, которую придавали этому процессу духовные наставники еврейского народа, лишний раз свидетельствует о чрезвычайной востребованности арамейских переводов в народном сознании.

КРАТКИЙ ЭПИЛОГ.

Режиссер Мэл Гибсон, акцентировав внимание зрителей фильма «Страсти Христовы» на трагической роли в деле Иисуса из Назарета чинов, относившихся к высшей духовной элите Иудеи, наверное, внес негативную лепту в давние антисемитские постулаты. Но, художник Мэл Гибсон, несомненно обладающий высоким мастерством в создании исторического антуража, заставив своих героев говорить на давно забытом языке того грозного и одновременно романтического времени, не только сумел добиться достоверности происходящего на экране, но и пробудил интерес у миллионов людей к сладкозвучной, напевной речи арамейских бедуинов.

Б. А. ЯКУБОВИЧ.



Указатели рекламные изготовление дорожных знаков.
Главная страница Написать письмо Поиск
Jig.ru является расширенной версией «МЕГ». Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора. Материалы сайта могут перепечатываться без письменного согласования с редакцией, но с обязательной гиперссылкой на главную страницу сайта.