Главная страница Написать нам письмо Поиск по сайту


   »  Главная страница
   »  В мире
   »  Россия
   »  Ближний Восток
   »  Мнение
   »  Экономика
   »  Медицина
   »  Культура
   »  История
   »  Право
   »  Религия
   »  Еврейская улица
   »  Разное
   »  English


Подписка  «   


Архив Россия: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37
Архив Новости: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 39, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48
Архив Ближний Восток: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22
Архив В Мире: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20
Архив Мнение: 1, 2, 3, 4, 5, 6
Архив Еврейская улица: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37
Архив Ксенофобия: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
Архив Культура: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
Антитеррор, Спецкорры МЕГ





  Прощай, Гутенберг? «

Прощай, Гутенберг?

Светлана Бломберг, журналист

Прощай, Гутенберг?

Поэт решил очистить от хлама свою комнату. Ему пришлось вынести на помойку ящик с кассетами для видеомагнитофона, аудиомагнитофонные пленки и даже виниловые пластинки, за которыми он так когда-то гонялся. И еще он обнаружил картонный ящик со своими книгами. Когда-то поэт издал свой сборник тиражом в несколько сотен экземпляров. Но тираж разошелся не полностью, и часть книг осталась лежать у него мертвым грузом. А ведь этого не случилось бы, если бы он не печатал книгу на бумаге, а сразу закачал тексты в Интернет. Какое количество читателей нашлось бы у его стихов за эти годы! А какая экономия средств! Разумеется, этот вариант для того случая, если книга не коммерческая, - а стихами торговать нет и смысла – не купят. (О том, как в Интернете творческий человек может заработать, я писала в статье «Пираты 21 века»).
Несколько лет назад какой-то автор на мой вопрос, где он публиковался, ответил, что в Интернете на таком-то сайте. « И больше нигде?» - автоматически спросила я тогда, тут же поймав себя на мысли, что подсознательно расценила эту публикацию как малопрестижную. У многих литераторов более старшего возраста мнение по этому вопросу до сих пор осталось аналогичным. Сетевой критик Инна Булкина писала, что суть не в том, что один носитель информации чем-то лучше другого. Просто долгое время старшее поколение путало неуловимую грань между литературой и нелитературой с официальными заслонами и запретами, какими-то другими допусками до типографского станка, поэтому выпуск книги казался более серьезным успехом, чем публикация в сети.
Наступили времена, когда книгу выпустить может любой. Это не проблема, были бы деньги. Проблема – донести текст до читателя. Чтобы собрать сегодня публику на презентацию книги, требуются усилия. Люди уже не выйдут из дома только ради встречи с автором, который скажет о себе пару слов и зачитает несколько стихотворений. Требуется что-то, выходящее за рамки книжного текста – автор должен быть незаурядной или скандальной личностью, с ним интересно пообщаться вживую, можно устроить дополнительное шоу с песнями под гитару, в общем творческий вечер требует организаторских способностей, а порой и материальных затрат.
А завлечь читателя в Интернете гораздо проще, и именно самим качеством текста, я не стану вдаваться в подробности, какими способами этого можно достичь, но возможности раскрутки в Сети постоянно совершенствуются.
В израильских книжных магазинах не заметно особого ажиотажа, ни в магазинах русской книги, ни в тех, где продаются книги на иврите и других языках. В России книги по-прежнему популярны, на мой взгляд – там есть традиция чтения книг, какой нет в других странах, спрос на книгу там выше. Но падение интереса к книгам заметно во всем мире. Мальчики, тычущие пальчик в книгу, а не в клавиатуру компьютера, остались в прошлом веке, дети постепенно забывают о таком носителе информации, как книга. Книгами больше всех пользуются малыши, которые сами еще не читают. Да и то, главное для них не то, что написано в книге, а то, что кто-то из близких садится рядом с ребенком, звучит его приятный голос, объясняющий картинки. Именно поэтому дети больше любят, чтобы им читали сказки на ночь, отказываясь от мультиков.
Дедушки и бабушки настойчиво стремятся вернуть внуков к книге, не представляя себе воспитание личности вне книжной культуры, не понимая, что сегодня традиционная книга как носитель информации отошла далеко на задний план, что она – всего лишь одна из форм существования, например, словесности, а литература гораздо старше книг.
Неужели мы свидетели конца эпохи Гутенберга? Действительно, информационная функция книги утратила первостепенное значение. Чтобы нам захотелось взять книгу в руки, она должна обладать каким-то особым притягательным свойством, каким обладает вещь в материальном мире, но не обладает книга виртуальная - традиционная книга имеет способность существовать независимо от вложенной в нее текстовой информации – например, книгой можно ударить по голове соседа по парте или поставить на нее горячую кастрюльку. Советские мещане понимали толк в этой материальной ипостаси книги, подбирали издания с определенными обложками или оформлением, такие, чтобы книги украшали интерьер, их покупали, не заботясь о том, что там, под обложкой. Книге в постгутенберговскую эпоху придется отвечать каким-то дополнительным потребностям человека, кроме потребности в информации. В общем, в книге нужно воплотить в первую очередь то, что отличает ее от лазерного диска или флэшки. Близко подошел к этой идее книжный мастер из Иерусалима Леонид Юниверг – он специализируется на эксклюзивных изданиях, безупречно оформленные книги имеют особые суперобложки, а иллюстрации раскрашиваются вручную. Понятно, что делать ширпотреб выгоднее, но, к сожалению, произведения книжного искусства, да и искусства вообще, плохо сочетаются с коммерцией.
Считывать информацию с таких носителей, как дискеты, магнитофонные ленты, виниловые диски сегодня - большая проблема. Вот-вот устареют лазерные диски - носители информации совершенствуются год от года. Получается, что задача уже не столько в том, чтобы сохранить информацию, а в том, на чем ее сохранить, чтобы ее через некоторое время можно было прочитать?
Электронные носители не отдадут информации без системы-посредника. Книга же отдает информацию напрямую. Мы сами владеем ключом к ней, если грамотны. В этом смысле она гораздо более надежный носитель.
Компьютерный экран не заменяет лист бумаги, а притворяется им, писал А.Генис. Это — волк в овечьей шкуре. Электронное письмо кардинально отличается от обыкновенного, в нем нет страниц – это скорее свиток, что диктует другое обращение с текстом, другое его восприятие. По разному воздействует текст в разных изданиях, различно впечатление от текста в новой, только что отпечатанной книге и старой, потрепанной, любимой, читанной сто раз; от роскошного издания, в кожаном переплете, на отличной бумаге - и от карманного издания на газетной желтоватой... сам текст становится совсем другим! И поэтому рано говорить Гутенбергу «прощай».



Главная страница Написать письмо Поиск
Jig.ru является расширенной версией «МЕГ». Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора. Материалы сайта могут перепечатываться без письменного согласования с редакцией, но с обязательной гиперссылкой на главную страницу сайта.