Главная страница Написать нам письмо Поиск по сайту


   »  Главная страница
   »  В мире
   »  Россия
   »  Ближний Восток
   »  Мнение
   »  Экономика
   »  Медицина
   »  Культура
   »  История
   »  Право
   »  Религия
   »  Еврейская улица
   »  Разное
   »  English


Подписка  «   


Архив Россия: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37
Архив Новости: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 39, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48
Архив Ближний Восток: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22
Архив В Мире: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20
Архив Мнение: 1, 2, 3, 4, 5, 6
Архив Еврейская улица: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37
Архив Ксенофобия: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
Архив Культура: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
Антитеррор, Спецкорры МЕГ





  АЛЕКСАНДР МЕНЬ И ЕВРЕЙСТВО «

АЛЕКСАНДР МЕНЬ И ЕВРЕЙСТВО

АЛЕКСАНДР МЕНЬ И ЕВРЕЙСТВО

9 сентября с.г. исполняется 21 год со дня убийства священника православной церкви, протоиерея Александра Меня. Дата не круглая, однако, несмотря на это обстоятельство, мне захотелось посвятить Александру Меню несколько строк.
Об Александре Мене можно говорить много. Как о священнике, писателе и просто о незаурядной личности. Однако нас должна больше всего интересовать тема взаимоотношений Александра Меня с еврейством.
Александр Вольфович (Владимирович) Мень был сыном еврейских родителей. Его отец Вольф Герш-Лейбович (Владимир Григорьевич) Мень родился в 1902 г. в Киеве. Учился в еврейской религиозной школе, работал инженером в Орехово-Зуеве. Его мать, Елена Семеновна Мень (в девичестве Цуперфейн), родилась в 1908 г. в Берне. С детства тяготела к христианству. Изучала православное вероучение в Харьковской частной гимназии. От нее этот интерес и унаследовал Александр. Будучи крещен в возрасте шести месяцев вместе с матерью священником Катакомбной церкви отцом Серафимом (Батюковым), он впоследствии посвятил себя миссии священника. В марте 1958 г., еще за месяц до своего рукоположения в чин дьякона, А. Мень был отчислен из пушно-мехового института, в который поступил в 1953 г., за религиозные убеждения. 1 сентября 1960 г. после окончания Ленинградской духовной семинарии стал священником. В 1965 г. закончил заочно Московскую духовную академию.
Александр Мень активно занимался миссионерско-просветительской деятельностью еще в застойные годы. Он считается одним из «отцов» христианского самиздата 1960-х гг. Александр Мень стал духовным наставником и крестным отцом многих диссидентов, в том числе еврейского происхождения. До середины 80-х гг. его труды печатались в основном, за границей. К этому времени отец Александр Мень стал одним из самых популярных проповедников, в том числе и в СМИ. В 1990 г. он явился одним из основателей Российского Библейского Общества, Общедоступного православного университета, журнала «Мир Библии», активно занимался благотворительностью. Деятельность отца Александра на миссионерском поприще вызывала неоднозначную реакцию, как в православных, так и в еврейских кругах. Иерархи РПЦ и миряне, зараженные юдофобскими настроениями, недолюбливали А. Меня за его происхождение и за повышенный, как им казалось, интерес к российскому еврейству. В еврейских же ортодоксальных кругах его миссионерскую деятельность среди евреев рассматривали как разрушительную работу, результатом которой, в случае успеха явилось бы сокращение или даже ликвидация еврейской жизни в России. Разумеется, этого не произошло бы, так как евреи в массе своей во все века и во всех странах оставались и остаются верными Традиции отцов. Однако отдельных личностей, коих оказалось немало, прежде всего, среди представителей еврейской интеллигенции проповеди отца Александра подвигли на принятие христианства, главным образом, православия. Хорошо это или плохо? С точки зрения людей, полагающих, что главное – наличие в человеке и в обществе л ю б о й духовности – хорошо, особенно учитывая атмосферу воинствующего атеизма, царящую в Стране Советов. С еврейской же точки зрения – безусловно, плохо, так как евреи, крестившись, отдалялись от своих духовных корней и не исполняли функцию, возложенную на них Всевышним – соблюдение мицвот (заповедей) Торы. Они становились исполнителями Авода Зара – Чужого Служения.
Однако не все знают и о другой стороне миссионерской деятельности отца Александра Меня. Его мечтой было не только приобщить евреев к православию, но и приблизить православных к соблюдению ряда иудейских традиций, реформировав Церковь таким образом, чтобы включить в нее ряд иудейских праздников, прежде всего, праздник Песах. Этим он хотел достичь не только улучшения отношения к евреям среди православных нееврейского происхождения, но и сделать Церковь наиболее комфортной для еврейских новообращенных. Эти идеи вызвали резкое неприятие, как со стороны юдофобски настроенных, так и со стороны «умеренных» иерархов РПЦ. Мечтам Александра Меня не суждено было сбыться. 9 сентября 1990 г. его жизнь оборвало подлое убийство. Неизвестный нанес из-за спины удар топором (по другой версии - саперной лопаткой). Дойдя до своего дома, примерно через полчаса, он скончался. Поэтому личность Александра Меня – личность трагическая.
Личность Александра Меня трагическая не только по причине его кончины. Трагедия эта заключается в том, что мечта Александра Меня и ему подобных людей – обращение всех евреев в христианство – утопическая. Изменение отношения евреев к личности Йешуа га-Ноцри и к его учению с негативного на позитивное, признание его прогрессивной роли в духовном развитии Человечества возможно, и уже осуществляется сегодня. Ярким свидетельством тому служит труд рава Пинхаса Полонского «Две тысячи лет вместе». И отец Александр Мень, безусловно, внес свой вклад в этот процесс, показав в своей книге «Сын Человеческий» иудейские корни нравственных поучений Иисуса. Но обращение евреев к чуждым для них идеям и чуждой ритуальной Традиции неприемлимо и неосуществимо, доказательством чему служит сохранение еврейства на протяжении столетий в условиях непрекращающихся жесточайших преследований со стороны Церкви и светских властей.
Духовная драма отца Александра Меня вытекает из драмы мирового Христианства. Центральным моментом ее является отказ от идеи непреходящей ценности слов Торы и замена ее идеей «искупления через Веру, независимо от дел закона». Тора четко определила количество заповедей, надлежащих к исполнению для евреев (613) и для неевреев (7). Христианская Церковь, отвергнув законы Торы, сосредоточилась на изобретении новых обрядов и ритуалов, по внутренней сущности своей близких к языческим. Это породило бесконечные споры и даже войны не только за «чистоту» Веры, но и за «чистоту» обрядов и ритуалов. В результате, христианство оказалось расколотым на множество конфессий. Так что речь сегодня может идти не о Христианстве, а о х р и с т и а н с т в а х, каждое из которых ведет борьбу за еврейские души! Переход евреев в христианство размывает еврейский народ, разрушает его единство, деля его между различными христианскими конфессиями, так что вчерашние братья становятся в лучшем случае оппонентами. Поэтому деятельность христианских миссионеров для евреев отнюдь не безразлична и отношение к ней негативное.
В связи с тематикой хочу поделиться личным опытом. В детские годы информацию о религии я получал, главным образом из двух источников: из уст мамы и из художественных репродукций на библейскую тематику. Моя мама черпала ее в свою очередь, от своего коллеги, художника-мультипликатора киностудии «Союзмультфильм» Макса Соломоновича Жеребчевского, совершившего Алию в Израиль в 1981 г. и ставшего ортодоксальным раввином с именем Моше Ариэль. Так, я с раннего детства знал о заповеди обрезания, Шабате и тфиллин для евреев, о запрете употребления в пищу кровь для всех народов мира, а для евреев – свинины, о различии между еврейским Песахом и христианской Пасхой и т.д. Но, вместе с тем, через художественные образы, тематически связанные с христианством, я проникался интересом к Новому Завету и личности Иисуса, интересом, переросшим в симпатию. Затем, я стал вычерпывать информацию о Библии через журналы «Атеистические чтения» и «Наука и религия». И лишь в 1990 г. я смог ознакомиться с текстом синодальной Библии, изданной в ФРГ. В результате, к концу 80-х - началу 90-х гг. прошлого века я пришел к иудео-христианству. Я был убежден в необходимости совмещения традиций иудаизма и христианства. Евреи должны принять крещение и соблюдать основные христианские праздники, при этом сохраняя соблюдение обрезания, Шабата, кашрута и т.д. Посещая в те годы православную церковь, а затем – собрание Евангельских Христиан-Баптистов, я мечтал посвятить себя миссионерской деятельности среди евреев, будучи убежденным, что моих знаний в области иудаизма для этого достаточно. Однако, в 1991 г. в моем мировоззрении произошел резкий поворот. Придя в январе 1991 г. в Московскую Хоральную синагогу, с целью сбора подписей под обращением к Саддаму Хусейну с требованием прекратить ракетные обстрелы Израиля, я ощутил, насколько далеко я нахожусь от знания и понимания иудейской Традиции. И стал учиться, слушая лекции равов и посещать занятия в йешивах. В результате, я отверг заблуждения, существовавшие у меня до того, вызванные недостатком информации об иудаизме. И пришел к выводу о том, что евреи должны оставаться евреями. При этом я не стал относиться хуже к центральной фигуре в христианстве – Йешуа га-Ноцри. Напротив, я стал гораздо лучше понимать его личность и учение, изучив иудейские тексты. Мне открылся образ Еврея, наделенного Б-жественным духом, стремившегося к исправлению своего народа и обретение им свободы от иноземной власти. Еврея, способного возглавить Царство и восстановить былое величие Израиля, каким он обладал при Царе Шломо, однако не ставшего Царем по причине греха своего поколения – Беспричинной ненависти, проникшей даже в его собственный круг друзей (предательство Йегуды Иш-Кирьята). Не став земным Царем Иудейским, Йешуа, точнее, его образ, сделался инструментом Б-жественного Провидения для обращения языческих народов к еврейским ценностям на понятном для них языке. Не буду вдаваться в подробности, так как уже писал об этом для электронной версии МЕГ («Йешуа га-Ноцри как Машиах Бен-Йосеф и провиденциальная роль христианства»). Пришел бы к подобным взглядам Александр Мень, поживи он дольше, мы сказать не можем. История, как известно, не терпит сослагательного наклонения. Однако то, что он был человеком, способным эволюционировать, несомненно. И, если бы он пришел к выводу, что в чем-либо заблуждался, он, без сомнения, признался бы в этом и изменил свою позицию. Уже в книге «Сын Человеческий», написанной А. Менем в 1969 г. лично мне видится попытка взглянуть на Иисуса не только как на «Сына Б-жьего», но и на «Сына Человеческого», т.е. сына народа Израиля. Именно в этом направлении должна пойти эволюция христианской теологии: место идола «сына божьего», созданного Церковью, должен занять реальный Йешуа га-Ноцри – Сын народа Исраэля.
Подытоживая размышления о духовной роли Александра Меня в истории России и в жизни российского еврейства, можно сказать следующее: она была двойственной. Отец Александр, будучи православным священником и проповедником сделал очень много для возрождения традиционной для России духовности – Православия. Он сделал также много для межконфессионального понимания христиан, прежде всего – православных и католиков (при этом оставаясь истинно православным!) В своей книге «Сын Человеческий», А. Мень показал духовную связь между иудейской теологической мыслью и проповедями Иисуса, способствовав этим, в какой-то мере, усилению филосемитских настроений в православной среде. Для людей, воспитанных в атмосфере богоотрицания, принятие православия было, несомненно, шагом вперед и вверх по духовной лестнице. Но это касается исключительно неевреев! Для евреев же, переход от атеизма к православию (да и к любой другой религии) является шагом хоть и не назад и вниз, но в сторону от Пути, предписываемого им Творцом. Поэтому, какими бы намерениями не руководствовались миссионеры, они на практике уводят евреев от их предназначения. Сказанное, однако, не означает, что нужно испытывать враждебное отношение к покойному Александру Вольфовичу Меню и к крещенным им евреям. Для многих евреев, лишенных традиционного образования и воспитания, проповеди отца Александра были «лучем света в «темном царстве»» атеизма и бездуховности советского общества. И это не их вина, а их б е д а, что они не имели возможности с детства приобщиться к еврейским ценностям! Впрочем, беда эта не является непоправимой: известны случаи возвращения крещенных российских евреев на пути Торы. Так, один из крещенных отцом Александром молодых людей, сын известного православного священника-еврея (не буду называть его имени и фамилии из этических соображений!) недавно вернулся к иудаизму!
Александр Мень внес свой вклад в еврейскую и мировую духовную Сокровищницу. Его имя стоит в числе других еврейских имен, оставивших свой след в мировой Истории!
09.09.11



Главная страница Написать письмо Поиск
Jig.ru является расширенной версией «МЕГ». Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора. Материалы сайта могут перепечатываться без письменного согласования с редакцией, но с обязательной гиперссылкой на главную страницу сайта.