Главная страница Написать нам письмо Поиск по сайту


   »  Главная страница
   »  В мире
   »  Россия
   »  Ближний Восток
   »  Мнение
   »  Экономика
   »  Медицина
   »  Культура
   »  История
   »  Право
   »  Религия
   »  Еврейская улица
   »  Разное
   »  English


Подписка  «   


Архив Россия: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37
Архив Новости: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 39, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48
Архив Ближний Восток: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22
Архив В Мире: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20
Архив Мнение: 1, 2, 3, 4, 5, 6
Архив Еврейская улица: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37
Архив Ксенофобия: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
Архив Культура: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
Антитеррор, Спецкорры МЕГ





  «Пираты-евреи Карибского моря» «

«Пираты-евреи Карибского моря»

Даниэль Клугер, писатель

Пираты Карибского моря или Рав-корсар

На днях в московском издательстве «Текст» вышел русский перевод книги американского историка Эдварда Крицлера «Пираты-евреи Карибского моря» - первое исследование такой малоизвестной страницы еврейской истории как массовое участие испанских евреев в морском разбое в XVI – XVII веках. Строго говоря, речь идет не о собственно пиратах, стоявших и в те времена во всех странах вне закона, а о так называемых каперах (или корсарах). Каперами называли частных лиц, получивших от своих правительств разрешение нападать во время войны на корабли и суда противника, захватывать их экипажи и имущество, отчисляя какую-то часть добычи в государственную казну.

Поскольку мне довелось быть редактором этого издания, то о некоторых событиях и фигурах, так или иначе связанных с этой темой, я и хочу рассказать. Чтобы не лишать будущих читателей книги Крицлера удовольствия от знакомства с теми открытиями, которые уготовил им американский историк, более двадцати лет проработавший в архивах Ямайки (и не только), я лишь коротко расскажу о некоторых ее героях, в том числе о тех, чьи биографии были обойдены Крицлером. По ряду причин. Некоторых каперов он посчитал легендарными или полулегендарными личностями, некоторые не вписывались в достаточно стройную концепцию автора. Концепция, кстати говоря, тоже любопытна. Крицлер пишет не о евреях вообще, а о крещенных евреях («конверсос»), причем таких, которые втайне сохраняли верность иудаизму, реальную или придуманную преследователями. Их судьба, по его мнению, стала движущей силой событий того времени в испанской Вест-Индии. Обратив внимание на совпадение даты изгнания евреев из Испании (2 августа 1492 года последний еврей обязан был покинуть пределы королевства Арагон и Кастилия) и отплытия первой экспедиции Христофора Колумба (тот же день), он проследил участие конверсос в подготовке и финансировании экспедиции, участие молодых конверсос в качестве членов экипажей и высказал предположение, что это предприятие некоторые лидеры испанских «новых христиан» (официальное название крещенных евреев) рассматривали как выход для них. Новые земли, куда не доберется рука инквизиции, богатство, способное на время удовлетворить алчность короля Фердинанда и королевы Изабеллы.

Имелись и мессианские мотивы – среди новообращенных евреев были очень сильны мистические настроения, и гонения со стороны властей и инквизиции некоторыми рассматривались как признаки наступления мессианской эры. С этой позиции Крицлер и рассматривает историю участия «тайных евреев» в организации карибского каперства и в освоении новооткрытых земель. Его концепцию можно принимать или не принимать, но она, как минимум, чрезвычайно интересна. Кроме того, во всех тогдашних событиях участвовали столь колоритные фигуры, что вне зависимости от каких бы то ни было концепций, «Пираты-евреи Карибского моря» читаются как поистине головокружительный роман. Вернее даже, каждая его глава могла бы стать основой для увлекательнейшего романа. Чего стоит одна лишь биография раввина-каббалиста Шмуэля Палаччи, марокканского еврея, занимавшегося не только Торой и Каббалой, но и морской войной против Испании, шпионажем, дипломатией, торговлей оружием – словом, делами, которых хватило бы на десятерых. Плюс ко всему, он был создателем первой еврейской сефардской общины в Голландии, одновременно исполняя обязанности посла марокканского султана при штатгальтере (наместнике) Северных провинций. Он умер в Голландии, похоронен на первом еврейском кладбище «Бейт Хаим», существующем и поныне. Его надгробный памятник пользуется особым вниманием голландцев, поскольку этот человек при жизни был близким другом штатгальтера Морица Нассаусского – сына знаменитого Вильгельма Оранского. Недавно умершая итальянская журналистка Ориана Палаччи, возможно, относилась к числу потомков воинственного рабби Шмуэля. Интересно, что в отношении ислама ее позиция, по сравнению с позицией предка, изменилась до неузнаваемости: Шмуэль Палаччи с большой симпатией относился к исламу, во всяком случае, с куда большей симпатией, чем к христианству (особенно католическому). Ориана Палаччи до конца жизни была яростной противницей ислама в его современном виде…

Я начал заниматься этой темой с 1997 года, когда впервые прочел о некоторых пиратах-евреях в статье израильского журналиста Ури Кацира «По следам морских разбойников». Здесь упоминались несколько весьма колоритных личностей, таких, как Яков Машиах, живший на Барбадосе, чей надгробный памятник существует по сей день; упоминался в той статье и капитан Дэвис, чье настоящее имя было Давид Абарбанель. Абарбанель около десяти лет прослужил в британском военном флоте, вышел в отставку капитаном и лишь после этого стал капером, купив и оснастив на собственные деньги корабль, названный «Иерусалим».

Наконец, рассказывалось в той статье и о Яакове Куриэле, похороненном в Цфате. Последний его потомок, Морис Куриэль, возглавляет еврейскую общину на острове Кюрасао. Он неоднократно бывал в Израиле, а в 1992 году, в год пятисотлетия печально знаменитого «указа Альгамбры», по которому евреи изгонялись из Испании, возглавлял делегацию потомков испанских евреев, которую пригласил в Ватикан тогдашний римский папа Иоанн-Павел II. Как глава делегации, именно он принимал извинения католической церкви за преследования инквизицией их предков. Сам Яаков Куриэль начинал свой жизненный путь морским офицером, штурманом и аделантадо (официальное наименование конкистадора); был арестован инквизицией и обвинен в тайном исповедании иудаизма (христианское его имя было Яго де Сантахель, он был родственником Луиса де Сантахеля, благодаря которому состоялось первое плавание Колумба). Куриэлю удалось бежать в открытый за несколько лет до того Новый Свет, ему оказал помощь Бартоломео Колумб, о его разбойных действиях писал в своих письмах и воспоминаниях покоритель Мексики Кортес. Конец его жизненного пути покрыт туманом, как и почему его могила оказалась на другом конце света, в Эрец-Исраэль, тоже неизвестно, хотя предположений высказано несколько.

Крицлер не включил его биографию в свое исследование, поскольку (как он указал в частной переписке) никаких сведений в архивных документах он не нашел, а «Яго Маран» или «Яго Еврей», о котором пишут Кортес и Колумб, может относиться к кому-то другому. Единственным письменным источником биографии этого человека на данный момент остается книга «Сефер Хезъенот», которую написал рабби Хаим Виталь – ученик основоположника «лурианской» Каббалы АРИ а-Кадоша. В этой книге присутствует намек, объясняющий появление Куриэля в Цфате. Но об этом как-нибудь в другой раз.



Сольвентный принтер из Европы.
Главная страница Написать письмо Поиск
Jig.ru является расширенной версией «МЕГ». Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора. Материалы сайта могут перепечатываться без письменного согласования с редакцией, но с обязательной гиперссылкой на главную страницу сайта.