Главная страница Написать нам письмо Поиск по сайту


   »  Главная страница
   »  В мире
   »  Россия
   »  Ближний Восток
   »  Мнение
   »  Экономика
   »  Медицина
   »  Культура
   »  История
   »  Право
   »  Религия
   »  Еврейская улица
   »  Разное
   »  English


Подписка  «   


Архив Россия: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37
Архив Новости: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 39, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48
Архив Ближний Восток: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22
Архив В Мире: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20
Архив Мнение: 1, 2, 3, 4, 5, 6
Архив Еврейская улица: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37
Архив Ксенофобия: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
Архив Культура: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
Антитеррор, Спецкорры МЕГ





  П Р О З Е Л И Т О Н К Е Л О С. «НОВЫЕ ЕВРЕИ» «

П Р О З Е Л И Т О Н К Е Л О С. «НОВЫЕ ЕВРЕИ»

П Р О З Е Л И Т О Н К Е Л О С.

« НОВЫЕ ЕВРЕИ».

Понятие «Прозелит» – новообращенный, возникло из текстов перевода Священного Писания с древнееврейского языка на греческий, так называемой Септуагинты, для обозначения человека или группы людей, принявших иудаизм, в качестве своего духовного выбора.
Римские власти, которые до 1-й Иудейской войны имели весьма смутные представления о размахе прозелитизма в империи, после завершения этой ужасающей, кровавой кампании, стали определять принадлежность к еврейству не по этническому, как ранее, а по религиозному признаку. Другими словами, людей, которых можно было классифицировать, в качестве евреев, т.е. граждан, потенциально опасных для государства сделалось намного больше, а следовательно, значительно увеличилось число лиц, обязанных платить специальный налог.
Указанная подать, которую надлежало взимать со всех, кто идентифицировал себя, как еврея, начиная с трехлетнего возраста и кончая 62-мя годами, была отменена лишь в середине 3-го века императором Юлианом Отступником. Следует отметить, что еще до разрушения 2-го Храма активность еврейских миссионеров была столь высока, что количество исповедующих иудаизм среди язычников, т.е. прозелитов, стремительно возросло. Объяснение этому факту надо искать не только в успешной деятельности духовных миссионеров, но и традиционной поддержке, в результате которой, беднейшие члены еврейской общины в диаспоре всегда могли рассчитывать на материальную помощь соплеменников.
Великий философ Филон Александрийский и знаменитый историк Иосиф Флавий были хорошо знакомы с идеями прозелитизма, горячо одобряли их, но, при этом, обошли абсолютным молчанием деятельность миссионеров по привлечению новых адептов веры Авраама.
В тяжелые времена, последовавшие после разгрома 2-го Иудейского восстания, многие прозелиты поспешили вернуться к религиозным предпочтениям своих отцов и даже принялись доносить на своих недавних единоверцев. Тем большим уважением и почетом пользовались те из новообращенных, кто полностью разделил с еврейским народом все страдания, проявил подлинное мужество и глубокую внутреннюю убежденность в правильности выбранного духовного пути.
Но еще ранее, в период 26-летнего пребывания у власти представителей династии Флавиев, появилось немало знатных прозелитов, в том числе, принадлежавших к правящей в империи династии.

ТАЙНЫ ИМПЕРАТОРСКОГО ДОМА.

После короткой, яростной борьбы за трон, когда в течении года в Риме сменилось сразу три императора, итоговая победа досталась Флавию Веспасиану, чьи предки не отличались знатностью, богатством и не совершили никаких выдающихся деяний на поприще службы отечеству.
Успехам на ниве военной и государственной деятельности Веспасиан был обязан своей неиссякаемой энергии, трезвому и расчетливому уму, крайней осторожности и осмотрительности. Направленный Нероном в Иудею, он за два года сумел подавить одно из самых значительных и грандиозных восстаний, которые когда-либо сотрясали Рим. В 69 году новой эры восточные легионы провозгласили его императором, что активно приветствовалось провинциальной знатью, видевшей в Веспасиане свою опору в противодействии надменному и чопорному римскому Сенату.
По мнению знаменитого историка Корнелия Тацита, Веспасиан стал единственным императором, которого власть изменила в лучшую сторону.
Тем более удивительным представляется тот факт, что в семье этого всеми почитаемого монарха, где, казалось бы, должны незыблемо соблюдаться старинные римские обычаи и традиции, возникли такие умонастроения, которые, в представлении современников, крепко связали Флавиев с иудейским миром.
Прецедентом, породившим подобное мнение, явился странный образ жизни, которые все последние годы вел старший брат Веспасиана Флавий Сабин, носивший высокий титул префекта города Рима. Сабин умер в год воцарения своего брата, а его поступки, получившие скандальную известность, практически не оставляли сомнений в том, что римский градоначальник исповедовал иудаизм.
Сын покойного префекта Флавий Клемент, видимо, еще в раннем возрасте сделался иудейским прозелитом и склонил к принятию новой веры свою супругу Флавию Домициллу – родную внучку императора Веспасиана. Согласно мнению некоторых церковных авторов, именно этого человека отождествляли с четвертым по счету римским епископом ( папой) священномучеником Климентом. Данное предположение представляется весьма сомнительным, так как Флавий Клемент в 95 году избирался римским консулом и даже рассматривался в качестве возможного претендента на престол. Однако, как свидетельствует римский историк Дион Кассий, в том же году Флавий Клемент был казнен, а его жена Флавия Домицилла отправлена в ссылку.
Несомненно, основным поводом для расправы с ними, осуществленной по приказу последнего монарха из правящей династии Флавиев Домициана, послужили так называемые религиозные преступления, т.е. отказ совершать жертвоприношения императору, как живому божеству, что противоречило всем канонам. Кроме того, сохранились обрывочные сведения о связи Флавия Клемента с еврейской общиной Рима, на что указывают туманные намеки в текстах Талмуда.
Что же касается родного сына и преемника императора Веспасиана, вошедшего в историю под именем Тит, то, хотя он и не склонялся к иудаизму и, более того, несет прямую ответственность за разрушение Иерусалимского Храма, общеизвестна его многолетняя любовная связь с иудейской принцессой Береникой, едва не ставшей римской императрицей.
В отношении Флавии Домициллы, скончавшейся в ссылке на острове Пандатория, то, по имеющимся сведениям, у нее был старший брат Клемент – личность глубоко таинственная и загадочная, о котором, пожалуй, можно сказать лишь то, что он являлся иудейским прозелитом, под именем Калонимос.

РИМСКИЙ ОРЕЛ - ЕВРЕЙСКИЙ УЧЕНЫЙ.

В качестве родового имени прозвище Калонимос неоднократно встречается в европейских средневековых летописях, причем, что удивительно, в самых различных регионах, например в Италии, Греции, Германии. Это имя с гордостью носили представители целой династии знаменитых ученых, философов, деятелей искусств.
Происхождение имени Калонимос до конца не установлено, однако, самого серьезного внимания заслуживает версия о его греческих корнях, соотносимых с именами нескольких спартанских царей Клеоменов. Не вдаваясь в подробности, следует сказать, что подобное мнение во многом основано на загадочном послании жившего в 4-м веке до н.э. спартанского царя, адресованного иерусалимскому первосвященнику, в котором тот называет спартанцев и иудеев «братьями из рода Авраамова».
Текст этого удивительного документа приводится в библейской
«1-й книге Маккавеев», а также в трудах Иосифа Флавия.
Что же касается Клемента-Калонимоса – брата несчастной Домициллы, то, как раз, его тождество с вышеупомянутым римским папой представляется более вероятным.
Если, при этом, Калонимос является личностью достаточно легендарной, то его сын, носивший имя Онкелос ( Аквила) – фигура известная, оставившая заметный след в различных текстах Талмуда и в писаниях таких маститых христианских авторов, как Епифаний Кипрский, Евсевий Кесарийский, Ириней Лионский, Ориген Александрийский, Иероним и ряда других.
Его латинское имя Аквила, означающее «Орел», с давних времен представляло собой священный воинский символ победоносных римских легионов. Согласно смелому, но лишенному исторического обоснования, предположению Епифания Кипрского, Аквила являлся тем самым прозелитом, который в Коринфе встречался с апостолом Павлом, однако, хронологический анализ событий полностью исключает эту гипотезу.
В преданиях Талмуда имеются указания на то, что в молодости Онкелос активно интересовался христианством, однако, впоследствии, окончательно и бесповоротно выбрал иудаизм. В тех же сказаниях воспроизводится воистину шекспировский сюжет, когда, находясь на перепутье в вопросе избрания духовного пути, Онкелос беседует с тенью своего дяди императора Тита и призраком древнего языческого пророка Валаама.
Отход Онкелоса от христианства был негативно воспринят христианской общиной Рима, постфактум заявившей, что он был исключен из рядов за неподобающее ее уставу занятие астрологией.
Иную версию этого события излагает Епифаний Кипрский, утверждая, что в «ренегатстве» Онкелоса повинно его пылкое увлечение дочерью Первосвященника Иерусалимского Храма.
Здесь имеет место явный анахронизм, поскольку Онкелос родился уже после разрушения Храма и, соответственно, никаких Первосященников уже не существовало.
В соответствии с еврейским повествованием, Онкелос одно время входил в ближайшее окружение императора Адриана, виновного в разрушении Иерусалима в ходе 2-й Иудейской войны. Это сообщение представляется вполне достоверным, поскольку Онкелос являлся отпрыском известной римской семьи, чьи представители долгое время занимали императорский трон.
Еще перед началом военных действий, Онкелос, выполняя поручение Адриана, побывал в Палестине, где, по-видимому, окончательно склонился в пользу принятия иудаизма. Большую роль в этом новом, духовном осмыслении мира молодым римлянином сыграли известные законоучители раби Элиезер и раби Акиба, первый из которых скончался незадолго до начала войны, а второй был пленен и принял мученическую смерть в самом ее разгаре.
После жестокого разгрома повстанцев, когда Адрианом был издан суровый эдикт, запрещающий все виды отправления иудейского культа, в Риме происходили массовые аресты. Согласно преданию, когда центурион и солдаты явились к Онкелосу, чтобы взять его под стражу, он произнес столь блестящую, вдохновенную речь, что обратил своих гонителей в иудейскую веру. Если вспомнить рассказы о его общении с душами умерших Тита и Валаама, т.е. несомненные способности к некромантии, то талмудическое сказание об обращении римских воинов не покажется слишком фантастическим.
Под руководством своих духовных наставников Элиезера и Акибы Онкелос сумел осуществить главное деяние своей жизни – новый перевод Священного Писания на греческий язык, за что удостоился высочайшей похвалы этих выдающихся личностей словами из Псалмов Давида: « Ты –прекраснейший из сынов человеческих, изящество влито в уста твои, а потому, Бог благословил тебя вовеки!»
Будучи разносторонне образованным человеком, глубоким знатоком античной культуры, Онкелос, с целью наиболее близкой по смыслу передачи духа и буквы текста, нередко использовал неологизмы ( новообразованные слова и выражения), добившись, таким образом, поразительно точного дословного перевода.
Не меньшую известность приобрел, так называемый, «Таргум Онкелос», выполненный им арамейский перевод Библии, входивший в состав традиционной еврейской литературы. Так как замечательные переводы Онкелоса в самой высокой степени соответствовали еврейским воззрениям того времени, они стали пользоваться заслуженным доверием и, как свидетельствует Ориген Александрийский, полностью вытеснили из обихода знаменитую Септуагинту, составленную еще в 3-м веке до новой эры.
Кстати говоря, хорошо известная «Вульгата» –латинский перевод Священного Писания, была выполнена блаженным Иеронимом на основании подвижнического труда Онкелоса.

КРАТКИЙ ЭПИЛОГ.

Завершая разговор о прозелитизме, вопреки известному талмудическому выражению: « прозелиты тягостны, как наросты на теле», представляется уместным выразить иное суждение.
Прозелиты, прошедшие через горнило ужасающих гонений, пользовались такой славой, что в их честь слагались особые, благодарственные молитвы. Утверждалось, также, что такой новообращенный более достоин Божественных милостей, нежели прирожденный еврей, так как он пришел к Вере Моисея через глубочайшее внутреннее убеждение и наперекор огромной противоборствующей силе враждебного окружения.
Именно таким прозелитом являлся замечательный ученый, переводчик и просветитель, римский аристократ Онкелос из рода Флавиев.

Б. А. ЯКУБОВИЧ.



Главная страница Написать письмо Поиск
Jig.ru является расширенной версией «МЕГ». Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора. Материалы сайта могут перепечатываться без письменного согласования с редакцией, но с обязательной гиперссылкой на главную страницу сайта.