Главная страница Написать нам письмо Поиск по сайту


   »  Главная страница
   »  В мире
   »  Россия
   »  Ближний Восток
   »  Мнение
   »  Экономика
   »  Медицина
   »  Культура
   »  История
   »  Право
   »  Религия
   »  Еврейская улица
   »  Разное
   »  English


Подписка  «   


Архив Россия: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37
Архив Новости: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 39, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48
Архив Ближний Восток: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22
Архив В Мире: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20
Архив Мнение: 1, 2, 3, 4, 5, 6
Архив Еврейская улица: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37
Архив Ксенофобия: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
Архив Культура: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
Антитеррор, Спецкорры МЕГ





  ИЗРАИЛЬ В РИМЕ Версия «

ИЗРАИЛЬ В РИМЕ Версия

Б. А. ЯКУБОВИЧ.

И З Р А И Л Ь В Р И М Е. Версия.


ИСТОКИ ТРАГЕДИИ.

Одним из наиболее драматических моментов в ранней истории еврейского народа явился раскол державы, созданной усилиями Давида и Соломона, на два независимых государства Израиль и Иудею.
Северное государство – Израиль, состоявшее из десяти племен (колен), в качестве самостоятельного царства, смогло просуществовать немногим более двухсот лет. Как легко убедиться на примере наших дней, новые государственные образования, возникшие из разрушенных империй, во многих случаях начинают проводить в отношении друг друга весьма недружественную политику. Именно такая ситуация возникла после раскола единого еврейского государства в самом конце 10 века до новой эры. Народ, сделавшегося независимым северного царства, в полной мере испытал на себе амбициозные устремления своих правителей.
Справедливости ради, следует сказать, что между северными и южными племенами всегда существовал глубокий политический и этнический антагонизм, но в период правления Давида и Соломона это обстоятельство смягчалось общими интересами.
Однако, после распада страны, Иерусалимский Храм, старавшийся объединить разношерстные колена в качестве общей для всех святыни, сумел сохранить свои функции лишь в иудейском царстве.
Северный Израиль, создав собственные религиозные центры в Вефиле, Дане, а, впоследствии, и в новой столице – Самарии, довершил таким образом окончательный духовный разрыв. Верховная власть в северном царстве, лишенная твердых духовных устоев религиозного сознания, не имела ни легитимности, ни стабильности. Вереница правителей постоянно меняет друг друга на троне, причем каждый последующий, в результате кровавого переворота, узурпирует власть у предыдущего.
Помимо этого, население страны постоянно подвергалось значительному влиянию различных ханнаанских племен, имевших давние религиозные и культурные традиции, с которыми израильские цари вынуждены были считаться. В конечном счете, религия Израиля окончательно приняла идолопоклоннический характер, а ортодоксальные священники иерусалимского культа были изгнаны из страны.
К несчастью для Десятиколенного царства (Израиля), судьба его решалась не только внутренними процессами, связанными с чехардой дворцовых переворотов, кровавых междуусобиц и вакханалией религиозного разброда. В последней трети 8-го века до н.э. Израиль оказался в сфере политических вожделений самого могущественного государства той эпохи – Ассирийской державы.
Северное царство вынуждено было разделить печальную участь почти всех народов Средиземноморья, оказавшись на пути завоевательных устремлений ассирийских властителей.
В 725 году до н.э. ассирийский царь Салманасар 5-й вступил в израильские пределы, подавил слабое сопротивление небольшой армии и осадил столицу страны Самарию. Однако, неожиданно для захватчиков, взять город штурмом не удалось. Более того, осада продлилась, без малого, три года. Длительное отсутствие царя в своей резиденции, и безрезультатные попытки захватить непокорный город вызвали недовольство в сановных кругах Ассирии. В результате переворота на престол вступил Саргон 2-й, который, решительными и умелыми действиями, сумел овладеть Самарией. По этому поводу, на стенах дворца, руины которого обнаружены на территории современного Хорсабада, торжествующий правитель оставил хвалебную надпись: «…В первый же год моего царствования, я осадил и взял город Самарию! 27290 человек и 50 колесниц я вывел оттуда, в качестве пленных…»
Захваченных израильтян переселили в Северную Месопотамию, Ассирию и Мидию, а, на их место разместили пестрые народы Междуречья, впоследствии объединенных общим названием самаритяне.
Эта трагическая веха в истории Северного царства, принята наукой в качестве точки отсчета последующего исчезновения с исторической сцены десяти колен Израиля.
Но так ли безлико, по-книжному, гладко протекал этот сложный процесс? И действительно ли сильные мужчины: воины, хлебопашцы, строители покорно сидели и дожидались, пока их, как послушных баранов, с тяжелыми колодками на ногах погонят в дальние края ассирийские конвоиры? Ведь имелись же у этих храбрых людей и иные возможности избежать подобной печальной участи? Несомненно, имелись. И одна из этих возможностей, в основе своей, базировалась на слухах о создании нового, свободного государства по ту сторону Средиземного моря…

МАГИЯ ВЕЧНОГО ГОРОДА.

В мире существует единственный город, который на протяжении многих веков, по праву носит, пусть не официальное, но от этого не менее почетное звание «Вечный». Сумев интегрировать внутри себя множество различных народов, с их неповторимыми религиозными и культурными особенностями, Рим всегда оставался средоточием самой великой и могущественной цивилизации античного мира.
На сегодняшний день большинство ученых придерживаются мнения, что первые еврейские поселения на территории Римской Республики возникли в 3-м веке до новой эры, когда привлеченные, выражаясь современным языком, благоприятным инвестиционным климатом, евреи начали в массовом порядке переселяться в Вечный Город.
При этом историки полагают, что большинство переселенцев явилось в Рим из Александрии египетской, воспользовавшись оживленными торговыми отношениями, существовавшими между этими мегаполисами. Как свидетельствует Иосиф Флавий, евреи присутствовали при закладке Александрии самим Великим Завоевателем, а уже в период правления преемников Александра Македонского, их количество в городе превышало 200 тысяч человек.
При первых царях династии Птолемеев евреям были отведены в Александрии значительные кварталы, никоим образом не походившие на гетто, где они спокойно отправляли свои религиозные обряды, практически не соприкасаясь с языческим населением. Во всяком случае, по данным Филона Александрийского, из пяти участков, на которые была поделена Александрия, два являлись сугубо еврейскими.
Тем не менее, хотя александрийские евреи пользовались значительно большей автономией, нежели их собратья в других регионах диаспоры, нестабильность государства Птолемеев, постоянно раздираемого внутренними конфликтами, заставляла еврейское население города все чаще искать покоя под надежной защитой римских орлов.
В период драматических событий 1-го века до н.э, когда римляне активно вмешивались в междуусобные столкновения правящих кланов Иудеи, немалая часть евреев Земли Обетованной также предпочла перебраться под крыло могущественного римского Сената. При этом, некоторые потомки Иакова, оказавшиеся в римском плену, были выкуплены своими богатыми родственниками и осели в городах Республики. Кроме того, известно немало случаев, когда римские хозяева отпускали на свободу рабов-евреев, так как те, в силу своих религиозных традиций, не могли выполнять повседневные обязанности.
Разумеется, подобные счастливые вольноотпущенники также предпочли остаться в Риме.
Основная масса евреев, в основном занимавшаяся торговлей, поселилась на правом берегу Тибра, положив начало, таким образом, еврейскому кварталу Вечного Города. С первых же дней своего существования, еврейская община принимала довольно активное участие в политической и экономической деятельности своей новой родины и, при этом, продолжала исправно платить налоги в пользу Иерусалимского Храма.
Впоследствии, судьба еврейской диаспоры в столице цивилизованного мира складывалась далеко не столь благостно, как в первое время. Бывали годы, когда строгие блюстители древней морали принимали решение очистить город от иноземных культов, которые, своим энергетическим воздействием, смущали слабые души аборигенов. Именно тогда, наряду со жрецами Исиды и поклонниками фригийской Кибелы, из Рима изгонялись евреи, закрывались синагоги, уничтожалась священная утварь.
В грозный период Иудейской войны все римские последователи иудаизма облагались огромным налогом в пользу храма Юпитера Капитолийского. Однако, ни в эти тяжелые годы, ни в более поздние, также очень непростые времена, правопреемственность еврейской общины Рима, ведущей свое начало от первых поселений на Тибре, никогда не ставилась под сомнение.
Тем не менее, несмотря на эти устоявшиеся, да и, вообщем-то, вполне справедливые представления о начале еврейского проникновения в политический и духовный центр Аппенинского полуострова, можно с высокой долей вероятности полагать, что сыны Израиля появились на этих землях намного раньше…

ГОРОД РОМУЛА - МЕЧТА ИЗГОЕВ.

Если исходить из библейских критериев, впрочем, вполне исторически обоснованных, город Рим представляется вовсе не таким уж древним, по сравнению, скажем, с Иерусалимом, Дамаском или Иерихоном.
Подлинные сведения о его возникновении настолько тесно переплелись с легендами, что, подчас, весьма нелегко отделить историческое ядро от многочисленных мифологических напластований.
Тем не менее, среди обилия историко-легендарных повествований о появлении на карте мира будущего Вечного Города, заметно выделяется та, которая связала это эпохальное событие с именем первого римского царя Ромула. Опуская длинную, красивую и яркую преамбулу, сказание, непосредственно относящееся к основателю Рима, надо рассматривать с того момента, когда братья-близнецы Ромул и Рем возвели на Палатинском холме крепостные стены будущего укрепленного города.
В результате возникшей ссоры, между братьями завязалась рукопашная схватка, во время которой Рем был убит. Согласно преданию, это случилось 21 апреля 753 года до новой эры, т.е даты, которая, и по сей день, является официальным днем рождения Рима.
Строительство нового города настоятельно требовало не только большого количества рабочих рук, но и немало светлых умов, владеющих обширными, разносторонними знаниями. Отличительной особенностью довольно агрессивного, властного характера первого римского Правителя являлось его глубокое равнодушие, если не сказать пренебрежение, к таким важным для его современников проблемам, как религиозная, племенная или родовая общность. Постоянно расширяя и укрепляя город, Ромул, в первую очередь, заботился о том, чтобы новые территории быстро и грамотно осваивались городским населением. Но вот вопрос, откуда взять такое количество креативных людей?
Как отмечает знаменитый римский историк Тит Ливий: «…в город стали стекаться представители других племен…будь то свободный или раб. Это послужило основой для усиления Рима».
Присоединив к Риму ряд окрестных территорий, захваченных в результате успешных военных действий, Ромул сделался одним из самых могущественных правителей Италии. Тем не менее, в последние годы его правления, учрежденный им Совет старейшин (Сенат) все чаще вступает в конфликт со своим основателем. Не слишком молодой монарх, в эти трудные годы, уже не может в полной мере положиться и на армию, значительная часть которой находится под контролем Сената. Ромулу становится жизненно необходим приток новых людей, не связанных с уже сформировавшимися кланами…
… Завоевание Десятиколенного царства Израиль и прочие захватнические войны могучей ассирийской империи вызвали небывалую волну миграции, в той или иной степени, затронувшую весь средиземноморский ареал. Представляется более, чем вероятным, что к 720 году до н.э. немалая часть беженцев из северных районов Земли Обетованной могла достичь итальянской области Лациум и оказаться в городе, где их должны были встретить с распростертыми объятиями.
Противники этой теории утверждают, что подобное развитие событий невозможно, так как в религиозных, погребальных и иных ритуалах древних обитателей Палатинского холма нет никаких намеков на еврейское присутствие. Они считают, что наличие в тот период еврейского элемента непременно должно было сказаться на формировании законов и обычаев нового государства.
На эти утверждения хочется возразить следующее. Какие следы иудаизма могли бы присутствовать в древнеримской культуре эпохи Ромула? Не следует забывать, что гипотетические беженцы из Израиля, в отличие от большинства населения соседней Иудеи, исповедовали сложную и разнообразную систему религиозных воззрений, заимствованную у финикийцев, вавилонян, ассирийцев и других народов. Поэтому, таким людям было достаточно легко вписаться в уже сложившуюся систему взглядов значительной части жителей города на Тибре.
Формируя маленький отряд личных телохранителей (ликторов), Ромул остановился на числе «12», не имеющем идеологической подоплеки в Италии, зато хорошо известном, сакральном числе для народов Земли Обетованной.
Уже цитируемый ранее Тит Ливий ссылался на то обстоятельство, что число «12» имело глубокий магический смысл у соседнего племени этрусков. Однако, также заимствованный у соседей институт таинственных жрецов-лукумонов, своей пассионарностью, методами и влиянием на государственную политику, слишком напоминает израильских пророков.
Интересно отметить, что древнейшим законодательным документом Рима являются, так называемые «Законы 12 таблиц», регламентирующие положения древнеримского общества.
Особенно важным, хотя и косвенным подтверждением самого раннего присутствия израильтян в Вечном городе, можно рассматривать знаменитый декрет Юлия Цезаря, запрещающего деятельность в Риме товариществ, именуемых коллегиями. Запретительная сила этого декрета не распространялась только на древнейшие коллегии, ведущие свой отсчет от первых десятилетий существования Рима. К таким коллегиям великий римский диктатор относил еврейскую общину города!
В одном из древних мидрашей (изложений и толкований), вошедшем в ранние списки Талмуда, сохранился самый благожелательный рассказ о детских годах основателя Рима Ромуле.
Можно ли, на основании изложенных соображений, считать, что некоторые, наиболее креативные выходцы из разгромленного ассирийцами «Десятиколенного» царства Израиль приняли участие в формировании римской нации?
Вполне возможно. При этом, надо заметить, что волны миграции из Палестины на Аппенинский полуостров могли иметь место также в 701 году до н.э., когда ассирийцы прошли опустошительным смерчем по Иудее, и в 586 году до н.э. при падении Иерусалима и разрушении Священного Храма.
Серьезные изыскания историков на эту волнующую тему еще ждут своих исследователей.

Б. А. ЯКУБОВИЧ.



Главная страница Написать письмо Поиск
Jig.ru является расширенной версией «МЕГ». Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора. Материалы сайта могут перепечатываться без письменного согласования с редакцией, но с обязательной гиперссылкой на главную страницу сайта.