Главная страница Написать нам письмо Поиск по сайту


   »  Главная страница
   »  В мире
   »  Россия
   »  Ближний Восток
   »  Мнение
   »  Экономика
   »  Медицина
   »  Культура
   »  История
   »  Право
   »  Религия
   »  Еврейская улица
   »  Разное
   »  English


Подписка  «   


Архив Россия: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37
Архив Новости: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 39, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48
Архив Ближний Восток: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22
Архив В Мире: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20
Архив Мнение: 1, 2, 3, 4, 5, 6
Архив Еврейская улица: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37
Архив Ксенофобия: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
Архив Культура: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
Антитеррор, Спецкорры МЕГ





  ПРИРОДА И ЛЮДИ «

ПРИРОДА И ЛЮДИ

Рав Пинхас Гольдшмидт
ПРИРОДА И ЛЮДИ
Землетрясение, происшедшее недавно на Гаити, было одним из ужаснейших в новой истории. Погибли, по неполным данным, около 150 000 его жителей, столица подверглась практически полному уничтожению.
Человечество сегодня охвачено страхом перед природными бедствиями и живет в ожидании новых катастроф всеобъемлющих масштабов.
Люди предпочитают предсказуемость событий и уверенность в окружающей их действительности. При всех известных им статистических данных и разъяснениях, пытающихся убедить в том, что пользоваться самолетами безопасней, чем автотранспортом, человек чувствует себя уверенней на земле, нежели на воде или в воздухе. Земля, из которой был сотворен человек, является его естественной средой и точкой отсчета. На многих языках, скажем, в русском или на иврите, обретенная земля называется «недвижимость». Английское понятие «real estate» шире и акцентирует факт подлинной ценности земли. И все же, когда человек ступает по ней, он на подсознательном уровне ощущает некую неуверенность и бессилие перед таинственной неопределенностью.
Страшнейшее лиссабонское землетрясение 1755 г. и последующее за ним цунами унесли жизни десятков тысяч людей. Это событие подтолкнуло таких великих философов, как Иммануил Кант, и других мыслителей той поры пересмотреть свои убеждения и даже вопросы веры. Кант искал научное объяснения причинам, приводящим в движение силы природы, еще не управляемые человеком, пытаясь объяснить первопричины сдвига огромных масс земли. Правда, была доказана ошибочность его теорий, но тем не менее это положило начало сейсмическим исследованиям в то время, как человек продолжал свои попытки понять и усмирить силы природы.
Вот что писал Кант: «Природа не рассыпает свои богатства в недрах бесцельно ради того, чтобы мы могли разглядывать и восхищаться ими. Люди, которым доверено исследовать экономику земли (Нaushaltung) не только обладают знаниями и получают удовольствие от самого процесса познания, но и, благодаря своей способности проникать в суть исследуемого, восхваляют Творца. Размышление над ужасающими событиями, выпадающими на долю рода человеческого, сотрясение стран, бушующий до самого дна океан, огненные извержения гор, поучительны (lehrreich.). Они смиряют человека с тем, что он не имеет право или по крайней мере утратил его, чтобы ожидать от действующих законов природы, созданных Б-гом, только устраивающих его проявлений».
Для агностика землетрясение – результат действия неуправляемой силы, брошенной природой против человека. Верующий видит в нем деяние Б-га, что по определению не является случайным или произвольным. В этом ключе и следует понимать слова Патриарха Кирилла, сказанные им в Казахстане, объясняющие причину происшедшего бедствия.
В еврейской традиции феномен землетрясения – это данная возможность во все времена, в отличие от эпидемии или войны. Это тот путь, на котором человек подвергается испытаниям. Литургия евреев в Новый год включает одну из центральных молитв – литургию У’НИТАНЕ ТОКЕФ о землетрясении, как инструменте небесной кары.
Памятуя это, мы можем понять экзегезу Р.Мозеса Шрайбера, раввина города Прессбург (Братислава), который пытался найти теологическое объяснение феномену землетрясения в городе Сафед. Там 1 января 1837 года страшное землетрясение уничтожило духовный центр Каббалы и Галахи. Там почти полностью был уничтожен еврейский район, а мусульманский пострадал значительно меньше.
Р.Шрайбер утверждает, что трагедия в Сафеде была наказанием евреям за то, что они провозгласили этот город своей духовной столицей, забыв Иерусалим.
В любом случае верующий убежден, что хотя в катаклизмах человек или город может стать жертвой естественных природных явлений случайно, тем не менее то, что они оказались там именно в это время, было предрешено. Это, конечно же, ставит вопрос – почему? Почему случаются землетрясения и почему случаются в одном месте, а не в другом, и почему они уничтожают один район, а не другой. Иначе говоря, это ведет к изучению морали некоего сообщества или страны.
Но проблема заключается в том, что люди не всегда могут ответить на этот вопрос. У нас нет прямой связи с Создателем, чтобы получить объяснения, которые пролили бы свет на причины наказания людей. Однако еврейская традиция исторически была менее озабочена вопросом «почему это произошло?» и значительно больше вопросом «что теперь нам делать?».
Катастрофа Шоа привела к возрождению государства Израиль, равно как трагедия Сафеда наполнила Иерусалим евреями.
Еврейский ответ на трагедию Гаити виден в исключительной активности еврейских организаций из США и Израиля в спасении жителей и восстановлении порядка на острове. Израильское правительство направило туда госпиталь. Даже хасидские организации, обычно ведущие достаточно замкнутую жизнь и имеющие ограниченные контакты с неевреями, проявляют в деле спасения жителей Гаити потрясающую активность.
Ответ на теологический вопрос – почему трагедия произошла? – остается открытым. К нему можно будет вернуться, когда погибшие, еще лежащие под развалинами, будут преданы земле, а живые накормлены и обеспечены медицинской помощью.
Исследования прошлых аналогичных трагедий с теологической точки зрения начинались несколько поколений спустя в отсутствие выживших участников событий, дабы соблюсти условия историзма.
Автор - главный раввин Москвы



Главная страница Написать письмо Поиск
Jig.ru является расширенной версией «МЕГ». Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора. Материалы сайта могут перепечатываться без письменного согласования с редакцией, но с обязательной гиперссылкой на главную страницу сайта.